Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ как способ прекращения деятельности юридического лица

Мнение наших экспертовИсключение юридического лица из ЕГРЮЛ как способ прекращения деятельности юридического лица

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ как способ прекращения деятельности юридического лица

Нередки ситуации, когда успешная ещё вчера организация не пережила кризиса и прекратила свою деятельность. Никому она неинтересна, ни кредиторам, ни налоговым органам, ни фондам, ни даже собственным учредителям. Денег нет, движение по банковским счетам давно прекратилось, имущества нет, работники уволились, и даже бухотчетность никто не сдаёт. Формально она существует, но фактически – уже нет. И годами числится в ЕГРЮЛ такая организация, как мёртвая душа. Что с ней можно сделать?

Закон дает возможность решить этот вопрос раз и навсегда - исключить из ЕГРЮЛ недействующее юридическое лицо. О корнях проблемы, процедуре исключения, проблемах и возможностях этого способа рассказывается в статье «Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ как способ прекращения деятельности юридического лица».

История вопроса

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в первоначальной редакции от 30.11.1994 устанавливала, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Статья 61 ГК РФ предусматривает ликвидацию юридического лица добровольную, в частности, по решению его учредителей (участников), в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; и принудительную - по решению суда в ряде случаев.

Специальным основанием для ликвидации является признание судом юридического лица банкротом (ст. 65 ГК РФ).

Однако в силу различных причин получила широкое распространение практика, когда юридическое лицо, выполнившее цель, для которой оно было создано, оставлялось своими учредителями (участниками) формально существующим, но фактически не действующим. Вместо того чтобы принять решение о добровольной ликвидации такого юридического лица, учредители (участники) прекращали деятельность юридического лица, в том числе лицо переставало сдавать отчётность и производить какие-либо операции по своим расчётным счетам.

В отношении «брошенных» юридических лиц, имеющих кредиторскую задолженность, Федеральный закон от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[1] предусмотрел упрощённую процедуру банкротства отсутствующего должника.

Согласно разъяснению ВАС РФ при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии с нормами о банкротстве отсутствующего должника[2] действовавшего в тот период закона, согласно которым положения о банкротстве отсутствующего должника применялись также в случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяло покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника[3].

Норма о банкротстве отсутствующего должника ст. 180 Федерального закона «О банкротстве» 1998 года почти без изменений перешла в статью 230 действующего в настоящее время Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее – Закон «О несостоятельности (банкротстве»)

На эти нормы опирались налоговые органы, осуществляющие функции регистрирующих органов[4] с момента введения в действие Закона о регистрации[5], когда инициировали судебные дела о банкротстве отсутствующих должников.

Однако и эта мера не позволила привести ЕГРЮЛ в порядок. Даже упрощённая, процедура банкротства отсутствующего должника отвлекала огромные силы арбитражных судов на формальную, по сути, работу, которая вполне могла бы осуществляться силами регистрирующих органов.

В целях организации работы по очистке ЕГРЮЛ от недействующих организаций по инициативе Высшего Арбитражного суда РФ в Закон о регистрации была введена ст. 21.1, а абзац 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ изложен в новой редакции[6], в соответствии с которой правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.

Процедура исключения: определяем признаки недействующей организации

Согласно п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ регистрирующим органом.

Таким образом, Закон о регистрации был дополнен положениями об административном (внесудебном) порядке исключения недействующих организаций из ЕГРЮЛ.

В целях обеспечения реализации положений Закона о регистрации ФНС России утвердила Порядок организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (далее – Порядок)[7].

При наличии одновременно всех указанных в Законе о регистрации признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - решение о предстоящем исключении).

Таким образом, признаки недействующего юридического лица:

  • в течение 12 месяцев не представляет документы налоговой отчетности
  • не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету

Что если банковских счетов несколько? Действительно, формулировка нормы такая, что можно понимать её и так, и эдак!

Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 17.01.2006 № 100 разъяснил, что по смыслу нормы статьи 21.1 Закона о регистрации для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего следует исходить из того, что в случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не должны производиться ни по одному из них[8].

Этапы процедуры исключения организации из ЕГРЮЛ

Процедура довольно простая, для облегчения понимания её можно разбить условно на несколько этапов.

1. Выявление кандидатов на исключение

Для определения, удовлетворяет ли юридическое лицо признакам недействующего, отдел камеральных проверок налоговой инспекции периодически формирует списки налогоплательщиков - юридических лиц, не представляющих в течение последних 12 месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Затем инспекция запрашивает банки, в которых, по имеющейся у ней информации, есть счета организации, осуществляются ли какие-либо операции на них в течение последних 12 месяцев. Если информации о счетах нет, либо из банков приходит информация об отсутствии операций, отдел камеральных проверок оформляет справку об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.

2. Принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ

На следующий день после оформления Справок они направляются в структурное подразделение налогового органа по месту нахождения юридического лица, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц.

В течение пяти дней после получения справок руководитель регистрирующего подразделения инспекции принимает решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - решение о предстоящем исключении).

3. Публикация и представление возражений

Согласно п. 3 ст. 21.1 ФЗ О регистрации решение о предстоящем исключении публикуется в специальном органе печати – «Вестник государственной регистрации» [9] в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юрлица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления в течение трёх месяцев со дня публикации.

Хотелось бы обратить внимание читателей, что в базе данных журнала в свободном доступе на сайте находится постоянно обновляемая информация о государственной регистрации юридических лиц, раскрываемая ФНС России, в соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации».

Поэтому существует возможность для лиц, заинтересованных в существовании юридического лица, вовремя отслеживать значимые для интересующего юридического лица события, в том числе своевременно выразить несогласие с принятием регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Если кто-то из заинтересованных лиц подаёт заявление с возражением против исключения юрлица, либо само юрлицо подаёт признаки «жизни» путём направления такого заявления, то решение об исключении его из ЕГРЮЛ не принимается, и организация уже проходит полную процедуру ликвидации или банкротства.

4. Собственно исключение из ЕГРЮЛ

А если в течение трёхмесячного срока заявления от возражающих против исключения юрлица не получены, тогда регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи в срок не позднее четырех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Сведения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ также публикуются в «Вестнике государственной регистрации».

5. Обжалование

Ошибки, конечно, возможны, поэтому законодатель предусмотрел возможность обжалования решения об исключении юрлица из ЕГРЮЛ любыми заинтересованными лицами, например, кредиторами, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Этот срок исчисляется с момента публикации в «Вестнике государственной регистрации».

В связи с этим представляет интерес складывающаяся судебная практика по обжалованию действий регистрирующего органа.

В частности, в постановлении ФАС Московского округа от 02.04.2008 № КГ-А40/2323-08 рассматривается ситуация обжалования участником исключенного в административном порядке недействующего общества с ограниченной ответственностью. Так, регистрирующий орган исключил ООО из ЕГРЮЛ несмотря на то, что после публикации решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ единственный участник принял решение о продолжении деятельности общества, изменении основного вида деятельности, утверждении новой редакции Устава. Однако, поскольку эти действия не производят правовых последствий в соответствии с положениями ст. 21.1 Закона о регистрации, налоговый орган правомерно исключил недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ.

Это судебное постановление интересно по двум причинам. Во-первых, оно даёт пример того лица, кого суд может признать помимо кредиторов заинтересованным лицом с правом обжалования решения об исключении. Во-вторых, оно указывает на то, что какие-либо иные действия, произведённые в период между публикацией о предстоящем исключении и принятием решения об исключении, не влекут правовых последствий, кроме тех, которые установлены законом. Поэтому если так случается, что в поле зрения налогового органа на предмет исключения из ЕГРЮЛ попало некое юридическое лицо, в существовании которого есть интерес, то повлиять на принятие решения регистрирующим органом достаточно просто – действовать в рамках процедуры и направить заявление о возражении против исключения.

В отношении юридических лиц, для которых установлен специальный порядок регистрации, - общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, - процедура такая же, с некоторыми особенностями. Более подробно об этом указано в письме ФНС РФ от 07.08.2006 N ШТ-6-09/770@.

Проблемы и возможности

Нормы об административном (внесудебном) порядке прекращения недействующих юридических лиц были призваны стать альтернативой применению к недействующим организациям судебных процедур[10].

Однако, несмотря на то, что налоговые органы  получили право принимать решения об исключении таких юридических лиц из реестра без обращения в арбитражный суд, они продолжали инициировать судебные дела о банкротстве отсутствующих должников, используя Закон о банкротстве.

ВАС РФ указал, что когда налоговый орган подает заявление о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом, прежде чем принять его, суд должен проверить, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа[11].

Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.

В настоящее время любая справочная правовая база переполнена определениями ВАС РФ об отказе в принятии дела для передачи его в Президиум ВАС РФ по этом у основанию – для примера можно взять едва ли не любое такое определение, в частности, Определение ВАС РФ от 10.06.2008 № 5064/08 по делу № А41-К2-6400/07.

В Пояснительной записке к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2007 году (далее – Пояснительная записка), размещённой на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в сети Интернет www.arbitr.ru, содержится любопытная информация[12].

В частности, почти каждое третье заявление о признании должника банкротом не принимается к производству, что объясняется поступлением большого числа заявлений налоговых органов о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица (с. 6-7 Пояснительной записки).

Согласно Пояснительной записке, 2007 год характеризовался резким сокращением числа поступивших заявлений о признании должников банкротами.

В 2007 году в арбитражные суды поступило в 2,1 раза меньше, чем в 2006 году заявлений о несостоятельности (банкротстве). Такое уменьшение количества поступивших заявлений обусловлено принятием Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67) и как следствие сокращением числа поступивших заявлений о признании банкротами отсутствующих должников в 3,4 раза[13].

В Постановлении от 20.12.2006 № 67 Пленум ВАС РФ разграничил применение норм действующего закона о банкротстве отсутствующего должника и Закона о регистрации. Судом отмечено, что при применении ст. 21.1 Закона о регистрации судам необходимо учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

Если налоговый орган подает заявление о признании банкротом отсутствующего должника, то он должен доказать, что у должника есть достаточно имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам. Например, это могут быть ответы ГАИ о транспортных средствах должника, Росрегистрации о правах на недвижимое имущество и другие документы.

Если налоговый орган не представляет никаких подтверждающих документов о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве, то суд возвращает ему заявление, даже не рассматривая.

Кроме того, налоговый орган может неоднократно инициировать процедуру , направленную на исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Однако на практике всё происходит немного иначе. Показательно письмо Управления ФНС по г. Москве от 17.03.2008 № 09-14/024814.

В разъясняемой ситуации организация-должник, согласно актам о невозможности взыскания долга, отвечает признакам недействующего юридического лица, указанным законе. – Перефразировать – текст не понятен для восприятия

Организация-кредитор обратилась в ИФНС, где зарегистрирован должник, об исключении его (организации-должника) из ЕГРЮЛ в целях списания долга, который невозможно взыскать. Налоговый орган, сославшись на Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67, сообщил, что «инициировать процедуру банкротства не представляется возможным», и отказал организации-кредитору в просьбе.

В связи с этим Управление ФНС по г. Москве разъяснило, что организация имеет задолженность по обязательным платежам перед государством, поэтому инспекция не только не будет инициировать процедуру банкротства отсутствующего должника в судебном порядке, но и из ЕГРЮЛ его не исключит.

Таким образом, в настоящее время в практике налоговых органов вопрос об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц остаётся так и не разрешённым до конца.

Между тем, очень часто, как и в указанном случае, кредиторы заинтересованы в исключении безнадёжного должника из ЕГРЮЛ.

Определением ВАС РФ рассмотрена как раз такая ситуация, когда лицо, заинтересованное в исключении недействующей организации, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС, поскольку она не исключала недействующую, по мнению заявителя, организацию из ЕГРЮЛ.

ВАС РФ указал на очень важное обстоятельство, что принятие решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ – право, а не обязанность налогового органа[14].

Поэтому принудить налоговый орган к исключению какой-либо организации из ЕГРЮЛ невозможно.

Выводы:

Таким образом, существует административный порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, он быстрее и проще, чем судебный порядок – процедура банкротства отсутствующего должника. Применение процедуры исключения из ЕГРЮЛ при всей её простоте является правом, а не обязанностью налогового органа.

Для того чтобы действующая организация, которая возможно испытывает временные трудности, не стала жертвой внимания налоговых органов в качестве кандидата на исключение из ЕГРЮЛ, ей необходимо своевременно сдавать отчётность, пусть даже нулевую.

Кроме того, желательно регулярно отслеживать информацию из ЕГРЮЛ об интересующих юридических лицах.

В случае, если в отношении организации принято решение о предстоящем исключении, то необходимо обратиться в регистрирующий орган с заявлением о возражении против исключения.

После исключения организации есть возможность обжалования действий налоговых органов.

Новая бухгалтерия

№8, 2008

Юлия Помарина, юрисконсульт Интерком-Аудит



[1] Закон утратил силу в связи с появлением нового одноименного Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

[2] Статья 180 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 № 6-ФЗ

[3] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) от 13.01.2000 № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»

[4] в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной  власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц»

[5] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации)

[6] Изменения  внесены Федеральным законом от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса РФ».

[7] Приказ ФНС России от 16.11.2005 № САЭ-3-09/591@

[8] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»»

[9] Более подробную информацию о журнале можно найти на сайте журнала в сети Интернет www.vestnik-gosreg.ru/info.php.

[10] В.В. Витрянский. Банкротство и ликвидация в свете судебной практики. // Закон. 2007. № 7. С. 5.

[11] Информационное письмо ВАС РФ от 17.01.2006 № 100

[12]Пояснительная записка к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2007 году // http://www.arbitr.ru/_upimg/333C5BE19C913A9C6E308ED47DE59BCB_VAS_pz_2007.pdf

[13] Там же. С. 19-20.

[14] Определение ВАС РФ от 06.06.2008 № 4810/08.


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
info@intercom-audit.ru

© «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3