Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Новое в бухгалтерском учете нематериальных активов.

Мнение наших экспертовНовое в бухгалтерском учете нематериальных активов.

Новое в бухгалтерском учете нематериальных активов.

Довольно насыщенным на изменения, касающиеся учета нематериальных активов, оказался 2008 год.

Так, с 01 января 2008 года утратил силу Закон от 09 июля 1993 года №  5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», вместо него вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая правила учета интеллектуальной деятельности и средств их индивидуализации.

Более того, изменения коснулись и правил ведения бухгалтерского учета нематериальных активов. Ведь приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 года № 153 н утверждено новое положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, которое зарегистрировано в Минюсте России 23 января 2008 за номером № 10975. Отметим, что данное положение вступает в силу, начиная с отчетности 2008 года. При этом положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказам Минфина РФ от 16 октября 2000 №91 н утратило силу с 01 января 2008 года.

В этой статье мы постараемся подробно рассмотреть все существенные изменения, коснувшиеся бухгалтерского учета нематериальных активов.

О приказе

Приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 расширена сфера действия нового положения. В отличие от старого ПБУ 14/2000, нормы нового ПБУ 14/2007 распространяются и на некоммерческие организации в отношении объектов, принятых организацией к бухгалтерскому учету в 2008 и последующие годы.

А также из состава нематериальных активов выведены организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации) – о чем прямо говориться в пункте 4 ПБУ 14/2007.

Кроме того, установлены переходные положения по списанию организационных расходов. Так, в пункте 3 Приказа Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153 н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007» сказано, что организации, должны произвести в бухгалтерском учете по состоянию на 01 января 2008 года списание величины организационных расходов, учитываемых в составе нематериальных активов, за минусом начисленной амортизации на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Об общих положениях

До вступления в силу ПБУ 14/2007, чтобы принять нематериальный актив к бухгалтерскому учету необходимо было непосредственно использовать объект в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации. Поэтому, организации, которые приобрели, или создали нематериальный актив для использования в будущем, вынуждены были учитывать его на 08 счете до начала такого использования.

Теперь же, чтобы принять объект к учету в составе нематериальных активов, он должен быть лишь предназначен для использования при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ).

Отметим, что новая норма создает расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом, поскольку начало начисления амортизации теперь будет различаться. Так, в бухгалтерском учете амортизационные отчисления начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету (пункт 31 ПБУ 14/2007). А в налоговом учете начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, т.е. фактически с момента начала использования нематериального актива в производственной деятельности (пункт 2 статьи 259 НК РФ).

Кроме того, в пункте 4 ПБУ 14/2007 установлено, что к нематериальным активам также относятся ноу-хау. В соответствии со статьей 1465 Гражданского кодекса РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Отметим, что норма пункта 4 ПБУ 14/2007 приведена в соответствие с пунктом 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34 н. При этом, в старом ПБУ 14/2000 ноу-хау напрямую не было отнесено к нематериальным активам, что приводило к неоднозначным мнениям по поводу его учета.

Так, одни специалисты считали, что затраты на ноу-хау должны учитываться на счете 97, как расходы будущих периодов, поскольку ПБУ 14/2000 не относит ноу-хау к нематериальным активом. При этом возникшая коллизия между нормативными актами ПБУ 14/2000 и Приказом Минфина №34 Н, трактовалась в пользу ПБУ. Поскольку Минфин в своем письме от 23 августа 2001 года № 16-00-12/15 сообщил, что, так как данные акты являются актами одного иерархического уровня в системе правовых актов Российской Федерации, то в случае коллизии нормативный акт, вступивший в силу позже, имеет приоритет перед актом, вступившим в силу ранее первого. Пункты 55-57 раздела III Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34 н, не признаны недействующими, однако в связи с вступлением в силу с 1 января 2001 года Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16 октября 2000 года № 91 н, пункты 55-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина от 29 июля 1998 года № 34 н, применяются в части, не противоречащей нормам Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 91 н.

Следует отметить, что эта точка зрения приводила к противоречиям по учету нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете. Поскольку подпункт 6 пункта 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ относит ноу-хау к нематериальным активам. Однако сблизить учеты все же было возможно, при установлении порядка списания расходов будущих периодов в бухгалтерском учете по аналогии с порядком начисления амортизации по НМА в налоговом учете.

По мнению же других специалистов, расходы на создание (приобретение) ноу-хау можно было учесть в составе нематериальных активов при выполнении требований, установленных пунктом 3 ПБУ 14/2000.

С внесением же ноу-хау в список нематериальных активов в новом положении, данные разногласия разрешены.

Об оценке НМА

В соответствии с новым положением теперь различают два вида оценки нематериальных активов – первоначальная и последующая. Отметим, что до 1 января 2008 года переоценка нематериальных активов не производилась.

Формирование же первоначальной стоимости НМА практически не изменилось. Но все же появились некоторые дополнения. Так, появилась норма, определяющая формирование первоначальной стоимости нематериального актива при приватизации государственного и муниципального имущества способом преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Она определяется в порядке, предусмотренном для реорганизации в форме преобразования (пункт 12 ПБУ 14/2007).

Также пунктом 13 нового положения установлен порядок формирования первоначальной стоимости НМА, полученной организаций по договору дарения. Она определяется исходя из текущей рыночной стоимости НМА на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы. При этом под текущей рыночной стоимостью нематериального актива понимается сумма денежных средств, которая могла бы быть получена в результате продажи объекта на дату определения текущей рыночной стоимости. Текущая рыночная стоимость нематериального актива может быть определена на основе экспертной оценки.

Как уже отмечалось, новшеством ПБУ 14/2007 является последующая оценка нематериальных активов. Данному вопросу специалисты Минфина РФ посвятили целый раздел III нового положения. В котором сказано, что изменение фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.

При этом переоценка производится на добровольной основе не чаще одного раза в год и только коммерческими организациями. Соответственно не коммерческие организации переоценку нематериальных активов не производят (пункт 17 ПБУ 14/2007).  Переоценка стоимости НМА производится по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка нематериальных активов. Очевидно, что по уникальным НМА активного рынка альтернативных активов, скорее всего, не будет. Следовательно, существование активного рынка – это условие, при котором может производиться переоценка нематериального актива.

При принятии решения о переоценке нематериальных активов, в последующем организация должна переоценивать данные активы регулярно, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей рыночной стоимости. Данная норма установлена пунктом 18 ПБУ 14/2007.

Также пунктами 19 – 21 нового положения установлен порядок переоценки нематериальных активов. Она производится путем пересчета остаточной стоимости. Определение остаточной стоимости НМА приведено в пункте 57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденному приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34 н. Остаточная стоимость – фактические затраты на приобретение, изготовление и затраты по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации.

Хотелось бы отметить, что в новом ПБУ не установлен порядок отражения амортизационных отчислений в бухгалтерском учете. Ранее пунктом 20 ПБУ 14/2000 разрешалось отражать амортизацию одним из двух способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете, либо путем уменьшения первоначальной стоимости.

Поэтому, в зависимости от способа отражения амортизационных отчислений в бухгалтерском учете, а также, исходя из норм, установленных пунктами 19-21 ПБУ 14/2007, результаты переоценки нематериальных активов должны отражаться в бухгалтерском учете на начало отчетного года следующими проводками:

В случае дооценки НМА (способ накопления амортизации на отдельном счете):

Дебет 04 «Нематериальные активы» Кредит 83 «Добавочный капитал» - отражена сумма дооценки первоначальной стоимости НМА

Дебет 83 «Добавочный капитал» Кредит 05 «Амортизация НМА» - увеличена сумма начисленной амортизации по переоцененному активу

Дооценка НМА (способ уменьшения первоначальной стоимости):

Дебет 04 «Нематериальные активы» Кредит 83 «Добавочный капитал» - отражена сумма дооценки остаточной стоимости НМА

Сумма дооценки нематериальных активов будет отражаться на счете 83 «Добавочный капитал», если:

дооценка НМА производится впервые

дооценен НМА, который в предыдущие годы уже дооценивался

дооценен НМА, который в предыдущие годы был уценен, однако в это случае на счете 83 отражается только сумма дооценки, превышающая сумму предыдущей уценки

При выбытии нематериального актива сумма его дооценки переносится со счета 83 «Добавочный капитал» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В случае уценки НМА (способ накопления амортизации на отдельном счете):

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 04 «НМА» - учтена сумма уценки первоначальной стоимости НМА

Дебет 05 «Амортизация НМА» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - уменьшена сумма начисленной амортизации

Уценка НМА (способ уменьшения первоначальной стоимости):

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 04 «НМА» - учтена сумма уценки остаточной стоимости НМА

Если же в предыдущие годы нематериальный актив дооценивался сумма уценки по нему отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

- способ накопления амортизации на отдельном счете

Дебет 83 «Добавочный капитал» Кредит 04 «НМА» - добавочный капитал уменьшен на сумму уценки НМА, но в пределах его дооценки за предыдущие годы

Дебет 05 «Амортизация НМА» Кредит 83 «Добавочный капитал» - уменьшена сумма начисленной амортизации, но в пределах дооценки за предыдущие годы

- способ уменьшения первоначальной стоимости

Дебет 83 «Добавочный капитал» Кредит 04 «НМА» - добавочный капитал уменьшен на сумму уценки НМА, но в пределах его дооценки за предыдущие годы.

В бухгалтерской отчетности результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерского баланса предыдущего отчетного года, но раскрываются организацией в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предыдущего года. А также они принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Более того, в соответствии с пунктом 22 ПБУ 14/2007 нематериальные активы могут проверяться на обесценение в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности.

Об амортизации НМА

Прежде всего, отметим, что некоммерческие организации начислять амортизацию не должны (пункт 24 ПБУ 14/2007). Кроме того, по НМА, с неопределенным сроком полезного использования, амортизация теперь не начисляется, то есть расходы по таким НМА в бухгалтерском учете не признаются. Напомним, что ранее же стоимость таких НМА погашалась в течение двадцати лет, но не более срока деятельности организации. При этом, специалисты Минфина РФ не предусмотрели никаких переходных положения в отношении таких НМА. Поэтому возникает вопрос, что делать с теми активами, по которым срок полезного использования определить невозможно, но они уже были приняты на учет до 01 января 2008 года и соответственно амортизировались.

Согласно пункту 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09 декабря 1998 года № 60 н изменение учетной политики организации может производиться в случаях изменения законодательства РФ и нормативных актов по бухгалтерскому учету. Так, согласно пункту 20 ПБУ 1/98 последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если же соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с пунктом 21 ПБУ 1/98. В данном пункте сказано, что последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требований представления числовых показателей минимум за два года (кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью).

Применение указанной нормы разъяснено абзацем 2, 3 пункта 21 ПБУ 1/98, в соответствии с которыми при отражении последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

При определении существенности влияния последствий изменения учетной политики на финансовую отчетность организации следует, вероятно, использовать критерий, аналогичный, содержащемуся в пункте 11 ПБУ 1/98: «Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации». Кроме того, пунктом 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 года № 67 н предусмотрено, что в отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Следовательно, показатель считается существенным, если его не раскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

Таким образом, при принятии организацией решения о существенном влиянии последствий изменения учетной политики на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, организация должна внести в бухгалтерский учет соответствующие корректировки.

При внесении корректировок в бухгалтерском учете в рассматриваемом случае также необходимо учесть, что в налоговом учете никаких корректировок за предыдущие налоговые периоды в связи с изменением законодательства о налогах и сборах не производится, т.е. принятые на учет до 01.01.2008 НМА с неопределенным сроком полезного использования будут продолжать амортизироваться (пункт 2 статьи 258 НК РФ).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в результате изменения учетной политике на 2008 год, организация производит следующие корректировки на 01 января 2008 г.:

при накоплении амортизации на отельном счете:

- сальдо по счету 05 «Амортизация НМА» уменьшается на сумму начисленной амортизации

- сальдо по счету 77 «Отложенное налоговое обязательство»уменьшается на сумму начисленного отложенного налогового обязательства, которое формировалось при применении различных норм амортизационных отчислений НМА с неопределенным сроком действия в бухгалтерском и налоговом учете. Так в бухгалтерском учете амортизация по таким НМА начислялась в течение 20 лет, а в налоговом – в течение 10 лет, что приводило к начислению отложенного налогового обязательства.

- сумма начисленной амортизации, а также сумма начисленного отложенного обязательства,  относиться на увеличение суммы нераспределенной прибыли (уменьшение непокрытого убытка) числящейся на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

При способе начисления амортизации путем уменьшения остатка:

- сальдо по счету 04 «Нематериальные активы» увеличивается на сумму начисленной амортизации

- сальдо по счету 77 «Отложенное налоговое обязательство» уменьшается на сумму начисленного отложенного налогового обязательства

- сумма начисленной амортизации, а также сумма начисленного отложенного обязательства,  относиться на увеличение суммы нераспределенной прибыли (уменьшение непокрытого убытка) числящейся на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

В случае, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, или последствия изменения учетной политики не оказывают существенного влияния на финансовое положение или финансовые результаты деятельности организации, то соответствующие изменения учетной политики должны применяться лишь в отношении объектов, принятых к бухгалтерскому учету после вступления в силу изменений законодательства (абзац 1, 4 пункта 21 ПБУ 1/98).

Новшеством является также и то, что теперь организация должна ежегодно проверять срок полезного использования нематериального актива на необходимость его уточнения. При этом в случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования подлежит уточнению. Однако, что означает критерий существенности изменения продолжительности периода в количественном выражении, в новом положении не раскрывается. Поэтому организация должна самостоятельно в учетной политике установить уровень существенности, свыше которого необходимо будет произвести уточнение срока полезного использования НМА.

Кроме того, в связи с установлением возможности переоценки НМА, уточнен и порядок расчета нормы амортизационных отчислении. Теперь при таких расчетах фигурирует не только первоначальная стоимость НМА, но и текущая рыночная стоимость, применяемая в случае переоценки нематериальных активов. Соответственно при проведении переоценки нематериальных активов, пересчитывается также и норма амортизационных отчислений.

Более того, норма амортизационных отчислений подлежит пересчету и при уточнении срока полезного использования нематериальных активов.

Пример:

Организация заказала сторонней фирме разработку базы данных, стоимость ее разработки составила 160 000 руб. (без НДС). При принятии данных к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива (в марте 2008 г.) организация установила срок полезного использования равный 5 годам (60 месяцам). По окончании отчетного (2008) года организация пересмотрит срок полезного использования базы данных, увеличив его до 7 лет (84 месяцев).

В марте 2008 г. бухгалтер организации должен сделать следующие записи:

Дебет 08 «Капитальные вложения» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (160 000 руб.)– Приняты работы по созданию базы данных

Дебет 04 «Нематериальные активы» Кредит 08 «Капитальные вложения» (160 000 руб.) – Принят к учету НМА

В налоговом учете по НМА, срок их полезного использования определяется исходя  из действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков полезного использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока НМА, обусловленного соответствующими договорами (пункт 2 статьи 258 НК РФ). А в соответствии со статьей 1335 ГК РФ исключительное право  изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом ее создания. Соответственно, при вводе в эксплуатацию базы данных в марте, амортизация в налоговом учете будет начисляться в течение 15 лет и 9 месяцев.

В бухгалтерском же учете срок полезного использования НМА организация вправе установить сама исходя из ожидаемого срока полезного использования (пункт 26 ПБУ 14/2007).

Таким образом, в налоговом учете ежемесячная норма амортизационных отчислений при использовании линейного метода будет равна: 160 000 руб. * (1/189 мес.))*100% = 846, 56 руб.

А бухгалтерском  учете, при использовании линейного метода: 160 000 руб./60мес. = 2666,67 руб.

Данные расхождения приводят к начислению отложенного налогового актива.

Ежемесячно в течение апреля – декабря 2008 г. бухгалтер организации должен сделать следующие записи:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 05 «Амортизация НМА» (2 666,67 руб.) – Начислена амортизация по НМА

Дебет 09 «Отложенный налоговый актив» Кредит 68 «Расчет по налогам и сборам» ((2666,67- 846,56) * 24% = 436,82 руб.) – Отражен отложенный налоговый актив

Одним из результатов корректировки оценочного значения остаточной стоимости НМА является также необходимость скорректировать входящее сальдо по счету 09 «Отложенные налоговые активы», поскольку сумма признанной по состоянию на 01.01.2009 года амортизации по данным бухгалтерского учета превышает сумму амортизации по данным налогового учета на 9523,82 руб. (160 000 руб./84 мес. * 9 мес. – 846,56 руб. * 9 мес.), а не на 16 381 руб. (2666,67 руб. * 9 мес.  – 846,56 руб. * 9 мес.), как было по состоянию на 31.12.2008 года. Соответственно, величина корректировки сальдо по счету 09 составит 1885,72 руб. ((16 381 руб. – 9523,82 руб.) * 24% в сторону уменьшения. А величина корректировки сальдо по счету 05 составит 6857,14 руб. (160000 руб./84 мес. * 9 мес. – 2666,67 руб. * 9 мес.) в сторону увеличения.

Этому изменению должно корреспондировать изменение входящего сальдо по счету 84 в сторону уменьшения. Таким образом, сальдо по счету 84 корректируется в сторону увеличения на общую сумму 4971,42 руб. (6857,14 руб. – 1885,72 руб.).

В дальнейшем в период начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете отложенные налоговые активы возникают ежемесячно в сумме 253,97 руб. ((160 000 руб./84 мес. – 846,56 руб.) * 24%). Погашается (уменьшается) сумма накопленных отложенных активов в период, когда амортизация начисляется только в налоговом учете (п. 17 ПБУ 18/02).

В межотчетный период (на 01.01.2009) бухгалтер должен сделать следующие записи:

Дебет 05 «Амортизация НМА» (6857,14 руб.) – скорректировано сальдо по счету 05

Кредит 09 «Отложенный налоговый актив»(1885,72 руб.) – скорректировано сальдо по счету 09

Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (4971,42 руб.) - скорректировано сальдо по счету 84

Ежемесячно с января 2009 г. по март 2015 г. бухгалтер организации должен сделать следующие записи:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 05 «Амортизация НМА»((160 000 руб. /84 мес.) = 1904,76 руб.) - начислена амортизация по НМА

Дебет 09 «Отложенный налоговый актив» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»(253,97 руб.) – отражен отложенный налоговый актив

Ежемесячно с апреля 2015 года по декабрь 2023 года бухгалтер организации должен сделать следующие записи:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 09 «Отложенный налоговый актив» ((846,56*24%) = 203,17 руб.) – уменьшен отложенный налоговый актив

Отметим, что правило о ежегодной проверке срока полезного использования НМА также касается и нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования со всеми вытекающими последствиями.

Кроме того, пунктом 30 ПБУ 14/2007 установлено, что организация должна ежегодно проверять способ определения амортизации нематериального актива на необходимость его уточнения.  Уточнять же такой способ нужно при существенном изменении расчета ожидаемых поступлений будущих экономических выгод от использования НМА. А возникшие в связи с эти корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях.

При этом уровень существенности изменения расчета ожидаемых поступлений будущих экономических выгод от использования НМА новым ПБУ не установлен. Следовательно, его величина подлежит раскрытию в учетной политике организации.

А также в новом положении определено, что в течение срока использования нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается ни в каких случаях. Отметим, в старом ПБУ 14/2000 приостановление амортизации НМА допускалось в случае консервации организации (пункт 15 ПБУ 14/2000).

О раскрытии информации в бухгалтерской отчетности.

Существенные изменения также коснулись раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Появилась необходимость раскрытия в составе информации об учетной политики информации об изменении сроков полезного использования нематериальных активов, а также об изменении способов определения их амортизации (статья 40 ПБУ 14/2007).

А также, значительно расширился перечень информации, который должен содержаться в бухгалтерской отчетности организации.

Так, вместо первоначальной стоимости НМА в случае переоценки, в бухгалтерской отчетности должна отражаться текущая рыночная стоимость с учетом сумм начисленной амортизации и убытков от обесценения на начало и конец отчетного года.

А также к информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, добавились следующие показатели:

  - сумма начисленной амортизации по нематериальным активам с определенным сроком полезного использования;

- фактическая (первоначальная) стоимость или текущая рыночная стоимость нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования, а также факторы, свидетельствующие о невозможности надежно определить срок полезного использования таких нематериальных активов, с выделением существенных факторов;

- стоимость переоцененных нематериальных активов, а также фактическая (первоначальная) стоимость, суммы дооценки и уценки таких нематериальных активов;

- оставшиеся сроки полезного использования нематериальных активов в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческих организаций;

- стоимость нематериальных активов, подверженных обесценению в отчетном году, а также признанный убыток от обесценения;

- наименование нематериальных активов с полностью погашенной стоимостью, но не списанных с бухгалтерского учета и используемых для получения экономической выгоды;

- наименование, фактическая (первоначальная) стоимость или текущая рыночная стоимость, срок полезного использования и иная информация в отношении нематериального актива, без знания о которой заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

При раскрытии в бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах отдельно раскрывается информация о нематериальных активах, созданных самой организацией.

Список литературы:

Налоговый кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

ПБУ 14/2000

ПБУ 14/2007

ПБУ 1/98

Указание о порядке составление и представления бухгалтерской отчетности, Приказ Минфина РФ №67н

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Приказ Минфина РФ №34н

Бухгалтер и закон

№8, 2008

Даниил Копаев, консультант Интерком-Аудит


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
info@intercom-audit.ru

© «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3