Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/08

Мнение наших экспертовКомментарий к Положению по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/08

Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/08

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008) приказом Минфина РФ №48н от 29.04.08.

Применять его необходимо с годовой отчетностью за 2008 год. Ранее организации при раскрытии информации в бухгалтерской отчетности применяли Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное Минфином РФ от 13.01.2000г.

Главное отличие нового ПБУ – обязанность коммерческих организаций раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию не только об аффилированных лицах, но о связанных сторонах (юридических и (или) физических лицах, способных оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или на деятельность которых организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, способна оказывать влияние). Да и адресовано это ПБУ уже не только акционерным обществам, а всем коммерческим организациям, за исключением кредитных.

Субъектам малого предпринимательства надо обратить внимание, что теперь не все могут игнорировать ПБУ 11/2008, как было раньше с ПБУ 11/2000. Законодатель  обязал  применять его тем, кто публикует свою бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Тем организациям, которые не знают, могут ли они себя причислить к малым, напомним критерии, которые определяет в статье 4 Федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007г:

«К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого:

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства».

Законодательство обязывает публиковать бухгалтерскую отчетность следующие коммерческие организации.

1. Общества с ограниченной ответственностью в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами (ст.49 Федерального Закона №14-ФЗ от 08.02.98 г.).

2. Открытые акционерные общества (ст.16 Федерального Закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете, ст.92 Федерального Закона «Об  акционерных  обществах».

3. Закрытое акционерное общество в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п.2 ст.92 Федерального Закона «Об  акционерных  обществах»).

В начале уже было упомянуто, что в соответствии с рассматриваемым ПБУ информацию надо раскрывать о связанных сторонах. В п.4 расшифровывается, кто же может быть связанными сторонами, кроме аффилированных лиц. Таковыми еще являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, участвующие в совместной деятельности, а также организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации.

Список операций со связанными сторонами, которые необходимо отражать в отчетности не сильно отличается от списка операций  с аффилированными лицами, которые организации обязаны были отражать ранее согласно предыдущему ПБУ 11/2000.

Это:

  • приобретение и продажа товаров, работ, услуг;
  • приобретение и продажа основных средств и других активов;
  • аренда имущества и предоставление имущества в аренду;
  • финансовые операции, включая предоставление займов;
  • передача в виде вклада в уставные (складочные) капиталы;
  • предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств;
  • другие операции.

Из операций по которым надо предоставлять сведения исчезла операция по передаче  результатов научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ. Однако, учитывая, что перечень операций как и раньше остался открытым, то с твердостью утверждать, что по такой операции не нужно уже раскрывать сведения нельзя. Более того, бухгалтер, составляющий отчетность, должен сам оценить, насколько та или иная операция со связанными сторонами существенна и насколько полно должна быть раскрыта в отчетности, несмотря на то, что она не указана в вышеприведенном списке.

Новое ПБУ дополнилось определением в п.7, что надо считать под контролем одним юридическим или физическим лицом другого- это когда оно имеет возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, с целью получения экономической выгоды от деятельности последнего в силу определенных причин. Такими причинами могут быть участие в хозяйственном обществе (товариществе) либо полномочия на более 50% общего количество голосов в уставном капитале этого общества. Также возможность контролировать другое юридическое лицо есть у юридического или физического лица, которое имеет право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества (товарищества) и имеет возможность определять решения, принимаемые таким юридическим лицом. Для целей рассматриваемого ПБУ понятие  дочернего общества берется из в п.1 ст.105 Гражданского Кодекса: «Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом».

Надо отметить, что ПБУ 11/2008 нас может порадовать более точными терминами или расшифровками терминов, которые уже использовались в утратившем силу ПБУ 11/2000. Чем меньше уточнений и расшифровок несет в себе законодательный документ, тем больше претензий со стороны проверяющих органов можно ожидать организациям, составляющим бухгалтерскую отчетность и тем больше фантазии требуется от сотрудников бухгалтерии. Точность терминов в законодательных актах, касающихся бухгалтерского учета приближает его к точным наукам, что на наш взгляд совсем неплохо и облегчает жизнь бухгалтерии.

Таким образом, радует уточнение в п.8 «значительного влияния», которое оказывают организация и физическое лицо на другую, при этом не контролируя ее. Оно может иметь место в случае «участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств». Хотя возможность для творчества Минфин РФ все равно оставляет.

Информация по связанным сторонам, подлежащая раскрытию в отчетности, должна раскрываться отдельно по каждой группе:

  • основного хозяйственного общества (товарищества);
  • дочерних хозяйственных обществ;
  • преобладающих (участвующих) хозяйственных обществ;
  • зависимых хозяйственных обществ;
  • участников совместной деятельности;
  • основного управленческого персонала организации, составляющей бухгалтерскую отчетность;
  • других связанных сторон.

Пожалуй, одним из неприятных моментов возможно станет при составлении отчетности прямое указание в рассматриваемом документе на представление информации об управленческом персонале организации, при этом достаточно подробно придется остановиться на их вознаграждении и на каждой из следующих выплат:

  • краткосрочные вознаграждения - суммы, подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетной даты (оплата труда за отчетный период, начисленные на нее налоги и иные обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, ежегодный оплачиваемый отпуск за работу в отчетном периоде, оплата организацией лечения, медицинского обслуживания, коммунальных услуг и т.п. платежи в пользу основного управленческого персонала);
  • долгосрочные вознаграждения - суммы, подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты:
  • вознаграждения по окончании трудовой деятельности (платежи (взносы) организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу основного управленческого персонала со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), и иные платежи, обеспечивающие выплаты пенсий и другие социальные гарантии основному управленческому персоналу по окончании ими трудовой деятельности);
  • вознаграждения в виде опционов эмитента, акций, паев, долей участия в уставном (складочном) капитале и выплаты на их основе;
  • иные долгосрочные вознаграждения.

Каким образом в бухгалтерской отчетности необходимо раскрывать информацию согласно ПБУ 11/2008 и где ее отражать решается каждой коммерческой организацией самостоятельно с учетом интересов пользователей и критерия величины предпринимательского бизнеса. Возможны следующие варианты:

Наиболее полно отражается информация в пояснительной записке к балансу с расшифровкой необходимых статей баланса  и по возможности, в приложениях к балансу (форме №3 отчете об изменениях капитала, форме №4 отчете о движении денежных средств, форме №5 приложении к балансу, форме №6 отчете о целевом использовании полученных средств).

Для малых предприятий первый вариант не слишком подходящий, так как у них нет обязанности сдавать с годовой отчетностью все перечисленные в первом варианте формы. Таким предприятиям остается только расширить свой бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2), так как по отдельным статьям может быть увеличено количество строк и расшифровок, при сохранении кодировки Росстата. 

Хотя на наш взгляд при том объеме информации и требованиям к ее раскрытию, которое необходимо будет привести в годовой отчетности за 2008 год, без пояснительной записке даже малым предприятиям обойтись будет затруднительно.

Все для бухгалтера

№10,2008

Акулова Галина, консультант Интерком-Аудит


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
info@intercom-audit.ru

© «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3