Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




«Камералка» длиною в год. Уловки инспекторов и ответные ходы компаний

Мнение наших экспертов«Камералка» длиною в год. Уловки инспекторов и ответные ходы компаний

«Камералка» длиною в год. Уловки инспекторов и ответные ходы компаний

Инспекторы знают, как превратить трехмесячную камеральную проверку в годовую. К сожалению, они могут это сделать, не выходя за рамки закона. По крайней мере, не факт, что судьи отменят решение лишь из-за того, что проверка длилась больше трех месяцев. И все же что можно сделать с необоснованно затянутой «камералкой»?

Но сначала рассмотрим, какими способами инспекторы затягивают проверки. Как показывает практика, сегодня налоговики чаще всего используют один из двух следую­щих способов.

Уловка первая: инспекторы затягивают проверку, но своевременно обращаются за взысканием налога

В Налоговом кодексе РФ четко сказано: камеральная проверка длится не более трех месяцев с того момента, как налого­плательщик представил декларацию и необходимые документы. Однако многие инспекторы практикуют такой метод — затяги­вают сроки проверки, а затем как ни в чем не бывало, высылают требование об уплате налога и, если оно не исполняется, взыскивают деньги в принудительном порядке. То есть с помощью инкассового поручения или через суд. К сожалению, вышестоящие налоговые органы или судьи часто закрывают глаза на то, что инспекторы вышли за положенный трехмесячный срок. Достаточно, чтобы налоговики не нарушили те сроки, которые отведены законом на процедуры принудительного порядка.

Рассмотрим действия инспекторов подробно. Списание денег по инкассо

Итак, налоговики не уложились в три месяца, и решение по камеральной проверке появилось позже. Но если инспекторы обнаружили недоимку, то у них еще есть достаточно времени чтобы списать деньги в бесспорном порядке. Для начала они направляют требование об уплате налога—в течение десяти дней после того, как решение вступило в силу, как того требует пункт 2 статьи 70 Налогового кодекса РФ. Напомним: все сроки в кодексе считаются в рабочих днях, если не оговорено иное. Допустим, компания не спешит рассчитаться с бюджетом. Тогда налогови­ки вправе по истечении двух месяцев после того, как вышел срок уплаты, взыскать деньги по инкассо — пункт 3 статьи 46.

ООО «Макаронная фабрика» 4 апреля 2008 года подает декларацию по НДС за I квартал 2008 года. В ходе камеральной проверки най­дены нарушения. Рассмотрим, какие сроки отводит инспекторам Налоговый кодекс РФ.

Проверка заканчивается не позднее 4 июля 2008 года.

Акт проверки составляется в течение десяти дней — не позднее 18 июля.

Допустим, 21 июля акт проверки передается компании. Налогоплательщик вправе в течение 15 дней представить возражения, то есть до 11 августа включительно.

Руководитель инспекции в течение десяти дней принимает решение: либо о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, либо об отказе в привлечении к ответственности — не позднее 25 августа. Одновременно принимается решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС.

Допустим, 26 августа решение вручается налогоплательщику. Если тот не обращается в вышестоящий налоговый орган, то решение вступает в силу через десять дней — 9 сентября.

Если обнаружена недоимка, компания обязана заплатить ее, а также сумму пеней. В течение десяти дней после вступления в силу решения по результатам проверки в компанию направляется требование об уплате налога — до 23 сентября включительно.

Требование должно быть исполнено в течение десяти календарных дней (если иное не указано инспекторами) — не позднее 3 октября.

Если требование не исполнено, налоговые органы вправе списать деньги в бесспорном порядке в течение двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании, — до 3 декабря.

Таким образом, можно установить, что инспекторы, получив декларацию 4 апреля 2008 года, могут проверять ее до 3 декабря 2008 года и в последний день направить в банк инкассовое поручение. Правда, это означает, что они грубо нарушат процедуру, предусмотренную кодексом: например, не дадут компании ознакомиться с актом проверки и представить возражения.

Известно, что некоторые налоговые органы практикуют такой способ. И если налогоплательщик обращается в суд, то рискует услышать в ответ: срок три месяца, указанный в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ, не является пресекательным. Если налоговики обнаружили нарушение по окончании проверки, но в пределах сроков принудительного взыскания, они могут воспользоваться данной процедурой. Такая позиция, например, изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 27 ноября 2007 г. № А65-9497/07. Компания подала декларацию по НДС 25 сентября 2006 года. По результатам камеральной проверки 6 февраля 2007 года было вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности — за несвоевременную сдачу декларации. Далее, 13 февраля инспекторы направили требование об уплате санкции в срок до 3 марта. И наконец, 23 марта, не получив деньги, налоговики выставили инкассо. Компания попыталась оспорить действия инспекторов в суде и вернуть деньги, но безуспешно.

Если инспекторы затянули камеральную проверку, но обнаружили недоимку, они вполне могут успеть списать эти деньги в бесспорном

Обращение в суд

Бывают ситуации, когда налоговики не только выходят за рамки камеральной проверки, но еще и пропускают срок, отведенный для того, чтобы выставить инкассо, — два месяца. Даже в этом случае у них все еще есть шанс пополнить бюджет — при условии, что у компании есть недоимка. Для этого в течение шести меся­цев после того, как истек срок, указанный в требовании об уплате налога, инспекторы должны обратиться в суд — пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ. И тот факт, что налоговики не уложились в трехмесячный срок «камералки», не всегда будет иметь принципиальное значение для судей. Зато инспекторам такой порядок позволяет растянуть трехмесячную проверку на год.

Продолжим предыдущий пример. Налоговики направили ООО «Ма­каронная фабрика» требование об уплате налога, которое должно быть исполнено до 3 октября. Требование не исполнено. Инспекторы пропустили двухмесячный срок, в течение которого деньги можно списать в бесспорном порядке. Однако у них есть шесть месяцев на то, чтобы пойти в арбитраж. Итак, получив декларацию 4 апреля 2008 года, они вправе фактически проверять ее до 3 апреля 2009 года при условии, что в итоге они обратятся в суд.

Важный момент: как правило, инспекторы позволяют себе нарушать сроки проверки, только если уверены, что найдут у налогоплательщика недоимку. Ведь если задолженности перед бюджетом не обнаружится, им нечем будет оправдать свои действия. Поэтому если компания подала декларацию с налогом к возмещению, сроки, отведенные на проверку, вышли, а никаких вестей из инспекции нет, то налогоплательщик может быть практически уверен: «камералка» приведет к отказу. И, если спор принципиальный, начинать готовиться к суду.

Уловка вторая: инспекторы отсчитывают срок с подачи последнего документа, а не декларации

Еще одну лазейку налоговикам дает нечеткая формулировка пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ: камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и документов, которые к ней прилагаются. Как будто законодатель уверен, что эти два действия — подача декларации и подача документов — непременно происходят в один день. Однако, как следует из Определения Конституционного суда РФ от 12 июля 2006 г. № 266-0, это вовсе не так: налогоплательщик вправе представить документы позже. Тут и возникает вопрос, какой день тогда считать днем начала проверки? Естественно, инспекторы пытаются обратить неясность в свою пользу и говорят — день подачи последнего документа. Такая позиция позволяет значительно продлить срок проверки.

К сожалению, налогоплательщику здесь трудно что-то возразить. Единственное исключение — если налоговики совсем «забываются» и просят какие-то документы по истечении трех месяцев со дня подачи декларации. Пример из практики: компания подала декларацию по НДС 20 апреля 2006 года. А 30 августа этого же года инспекторы направили требование о представлении первичных документов, подтверждающих правомерность вычетов. Налогоплательщик отказался, и суд его поддержал, так как требование появилось уже по окончании камеральной проверки (см. постановление ФАС Московского округа от 4 сентября 2007 г. № КА-А40/8876-07).

Как налогоплательщик может ответить на незаконные действия инспекторов

Написать заявление о возврате налога

Не секрет, что чаще всего налоговики незаконно затягивают камеральную проверку декларации, где есть налог к возмеще­нию. Но как раз здесь у налогоплательщика есть дополнительный козырь — одновременно с декларацией он может подать заявление на возврат излишне уплаченного налога в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ. По закону налоговики обязаны вернуть деньги в течение месяца с того дня, когда они получили заявление.

Возникает вопрос, с какого момента считать месячный срок, если камеральная проверка по данному налогу и по данному периоду еще не завершена? Ответ — со дня окончания проверки либо с того дня, когда мероприятие должно было завершиться по правилам статьи 88 Налогового кодекса РФ. Такая позиция, в частности, приведена в пункте 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98. Другими словами, если компания подает одновременно и декларацию, и заявление о возврате, получить деньги она может минимум через четыре месяца: три месяца продлится проверка и еще месяц инспекторы будут рассматривать заявление.

Для чего тогда подавать заявление? Это, скорее, прием давления на налоговиков: если они знают, что в инспекции уже лежит заявление о возврате, то не так охотно затягивают «камералку», даже в том случае, если намерены сделать доначисления и готовы спорить в суде. Ведь налоговики не могут быть абсолютно уверены, что судьи примут их сторону. А если инспекторы проиграют, то налогоплательщик сможет потребовать проценты за несвоевременный возврат денег. Как разъяснил Президиум ВАС РФ в постановлении от 29 ноября 2005 г. № 7528/05, проценты начисляются с того момента, когда сумма налога должна быть возвращена по закону. То есть все то время, пока длятся судебные слушания, на сумму невозмещенного НДС «капают» проценты. Федеральные арбитражные суды до сих пор цитируют эту позицию ВАС РФ и обязывают налоговиков платить ком­пенсации. Примеры — постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 июля 2008 г. № А52-243/2008, постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 августа 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3209.

Начислить проценты на ту сумму налога, которую инспекторы не вернули вовремя, напомним, позволяет пункт 10 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Указать суду на конкретные доказательства, полученные за рамками срока проверки

Этот способ пригодится только тем компаниям, которые собираются идти в арбитраж. Да, судьи едва ли отменят решение лишь из-за того, что оно вынесено позже срока. Однако можно попытаться выяснить: почему налоговики затянули проверку и чем именно они занимались. Возможно, они проводили проверку контрагента и долго ждали ответа из другой инспекции. Тогда нужно указать судье, что ответ этот был получен уже по истечении трех месяцев, то есть вне рамок «камералки». И попросить не учитывать это доказательство как полученное с нарушением федерального закона — пункт 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Доказать, что действия инспекторов нарушают права и законные интересы налогоплательщика

Любое решение, принятое налоговиками, может быть отменено, если инспекторы позволили себе грубое нарушение процессуальных норм. Об этом прямо сказано в пункте 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Как правило, когда налоговики силь­но затягивают срок проверки, они допускают и другие нарушения — например, не дают налогоплательщику подать возражения по акту или не приглашают рассмотреть результаты проверки. В таком случае у компании неплохие шансы оспорить решение. Здесь налогоплательщикам поможет постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. № 12566/07. Инспекторы «забыли» вовремя позвать предпринимателя рассмотреть результаты проверки. В итоге судьи Высшего арбитражного суда отменили все ранее принятые судебные акты, а само решение признали незаконным. Федеральные арбитражные суды уже взяли на вооружение эту позицию.

Главбух

№20,2008

Александр Здоровенко, консультант Интерком-Аудит


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
info@intercom-audit.ru

© «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3