Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Порядок исполнения судебных актов

Мнение наших экспертовПорядок исполнения судебных актов

Порядок исполнения судебных актов

Возможно, в вашей жизни может настать такой момент, когда вы будете вынуждены обратиться за защитой своих интересов и прав в суд. Изложить свои требования в исковом заявлении и подать его в суд, а затем выиграть процесс – это еще полдела. Любое судебное решение должно быть исполнено в добровольном или принудительном порядке.

Для противной стороны также возникает ряд вопросов, а также заставляет задуматься эту сторону, как лучше и с наименьшими потерями исполнить решение суда, вступившее в законную силу.

В данной статье пойдет речь о порядке исполнения судебных актов, как в добровольном, так и принудительном порядке. Ввиду того, что с 01.02.2008 года вступил в законную силу новый закон об исполнительном производстве, правоприменительная практика по данному закону сформирована еще не до конца.

Виды судебных актов, порядок вступления в законную силу

В действующем российском законодательстве нет четкого определения судебного акта. Вместе с тем, различные источники процессуального права определяют достаточно четко, какие акты судов являются судебными актами.

В соответствии с требованиями статьи 6 Федерального Конституционного Закона № 1-ФКЗ от 31.12.1996 года «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 13 Гражданско-процессуального Кодекса РФ (далее ГПК РФ) суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.

В отличие от требований ГПК РФ Арбитражно-процессуальный Кодекс РФ (далее АПК РФ) в статье 15 определяет, что арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения.

Судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением. Судебные акты, принимаемые арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб, а также судебные акты, принимаемые Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по результатам пересмотра судебных актов в порядке надзора, именуются постановлениями (пункт 2 статьи 15 АПК РФ).

Все иные судебные акты арбитражных судов, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства, именуются определениями.

Таким образом, с точки зрения гражданского и арбитражного судопроизводства к судебным актам относятся только: решения суда; судебные приказы; определения; постановления.

Рассмотрим основные моменты вступления в законную силу вышеназванных судебных актов, а также порядок их исполнения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГПК РФ решение суда общей юрисдикции вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное и кассационное обжалование. По правилам гражданского судопроизводства апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме, кассационная жалоба подается в те же сроки, что и апелляционная (статьи 329, 338 ГПК РФ).

В отличие от положений гражданского судопроизводства, в АПК РФ содержится другое требование о вступлении судебного решения в законную силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 статьи 180 АПК РФ, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Однако, помимо апелляционной жалобы, участники арбитражного процесса вправе также подавать кассационную жалобу. Сроки подачи такой жалобы установлены в статье 276 АПК РФ и составляют 2 месяца со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.

То есть, процессуальные нормы дают право сторонам на обжалование судебных решений и, поэтому решения вступают в законную силу не сразу.

Исполнение судебных актов в добровольном порядке. Немедленное исполнение судебных актов.

В соответствии с положениями статьи 210 ГПК РФ и 182 АПК РФ судебные решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов подлежат исполнению после вступления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения решения.

Стоит отметить, что  и ГПК РФ и АПК РФ содержат перечни случаев, когда судебные решения подлежат немедленному исполнению. Так, в частности, в статье 210 ГПК РФ указано, что решение суда подлежит немедленному исполнению в случаях, когда:

  • в спорах о взыскании алиментов;
  • в спорах о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев;
  • в спорах о восстановлении на работе;
  • в спорах о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.

В соответствии с пунктом 2 статьи 182 АПК РФ решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению.

Однако, как отметил Высший Арбитражный Суд РФ в своем Информационном Письме № 73 от 24.07.2003 года, в случае, если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица).

Поэтому, если заявитель предъявляет в суд требование о признании незаконным бездействия государственного органа (должностного лица), выразившегося в отказе возвратить (возместить, выплатить) из бюджета определенную денежную сумму, и названное требование удовлетворяется, такое решение суда приводится в исполнение по общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 182 АПК РФ, то есть после вступления его в законную силу.

В то же время, как указано на это в пункте 3 статьи 182 АПК РФ, арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.

Немедленное исполнение решения допускается при предоставлении взыскателем обеспечения поворота исполнения на случай отмены решения суда (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда денежных средств в размере присужденной суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму (пункт 3 статьи 182 АПК РФ).

В качестве примера особых обстоятельств может послужить следующая ситуация: решением от 22 ноября 2004 г. с ответчика в пользу истца взыскана сумма 100 тыс. руб. Ответчик - ООО - находится в процессе ликвидации, и на 25 ноября 2004 г. назначено последнее собрание участников, в повестке дня которого в числе прочих значится вопрос о распределении среди участников оставшихся от реализации имущества денежных сумм. Если такое решение будет принято судом, истец не сможет исполнить его, так как к моменту вступления решения в силу денег и иного имущества не будет, а само общество может быть исключено из реестра юридических лиц.

В другом случае, суд удовлетворил требование о признании незаконными действий по отключению электроэнергии, так как у ответчика отсутствовали законные основания для прекращения подачи истцу электроэнергии, а также указал, что решение подлежит немедленному исполнению (см. Решение Арбитражного суда Московской области № А41-К1-21299/05 от 13.12.2005 года).

По результатам рассмотрения вопроса об обращении решения к немедленному исполнению арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано.

Определение об обращении решения к немедленному исполнению подлежит немедленному исполнению. Обжалование определения не приостанавливает его исполнения.

Также как и в АПК РФ, в соответствии с пунктом 2 статьи 212 ГПК РФ вопрос о допущении немедленного исполнения решения суда разрешается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению вопроса о немедленном исполнении решения суда.

На определение суда о немедленном исполнении решения суда может быть подана частная жалоба. Подача частной жалобы на определение о немедленном исполнении решения суда не приостанавливает исполнение этого определения (пункт 3 статьи 212 ГПК РФ).

И арбитражное и гражданское процессуальное законодательство едины в том, что решение может быть обращено к немедленному исполнению, в случае, если замедление исполнения может привести к ущербу для заявителя или оказаться невозможным.

Так, заявление об обращении к немедленному исполнению решения суда о признании недействующими ст. 56 и пп. 1 п. 3 ст. 62 Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» удовлетворено правомерно, поскольку неисполнение указанного решения может существенно повлиять на проведение и определение результатов повторных выборов (см. Определение Верховного Суда РФ № 46-Г03-6 от 10.04.2003 года).

Порядок исполнения судебных актов в рамках исполнительного производства.

Для принудительного исполнения судебных актов арбитражное и гражданское процессуальное законодательство предусматривает процедуру выдачи исполнительных листов.

Рассмотрим процедуру выдачи исполнительных листов судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

В ряде случаев, как на это указывает пункт 2 статьи 428 ГПК РФ, вместо исполнительного листа выдается судебный приказ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 121 ГПК РФ судебным приказом является судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 ГПК РФ, а именно если:

  • требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
  • требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
  • требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
  • заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
  • заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
  • заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
  • заявлено органом внутренних дел требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.

В случае, когда решение мирового судьи обжалуется в апелляционном порядке, может возникнуть вопрос кем выдается исполнительный лист?

По общему правилу в силу пункта 1 статьи 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается тем судом, которым в результате рассмотрения спора по существу было вынесено судебное постановление, являющееся основанием для выдачи исполнительного листа.

Поэтому, если судом апелляционной инстанции изменено решение мирового судьи или вынесено новое решение, то исполнительный лист должен быть выдан судом апелляционной инстанции.

Так же как и в гражданском процессе, арбитражное процессуальное законодательство указывает на то, что принудительное исполнение судебных актов производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом (пункт 2 статьи 318 АПК РФ).

В отличие от ГПК РФ, АПК РФ содержит перечень условий, которые должен содержать исполнительный лист (пункт 1 статьи 320 АПК РФ):

1) наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; наименование и место нахождения иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда;

2) дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела;

3) дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению;

4) наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

5) резолютивная часть судебного акта;

6) дата вступления судебного акта в законную силу либо требование о его немедленном исполнении;

7) дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.

Вместе с тем, гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, установлено, что формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения утверждаются Правительством Российской Федерации, однако, на данный момент формы бланков не утверждены, хотя проект нормативного акта, закрепляющего данные формы, готовится Министерством Финансов Российской Федерации.

Итак, принудительное исполнение судебных актов осуществляется на основании исполнительных листов, выдаваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

В отличие от АПК РФ И ГПК РФ, Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 229-ФЗ) закрепляет более широкий перечень исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми судебному приставу-исполнителю являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель обязан приложить к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

Пунктом 3 статьи 30 Закона № 229-ФЗ установлено, что исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения осуществляется в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 229-ФЗ:

  • по месту нахождения, месту пребывания или месту нахождения имущества гражданина-должника;
  • по месту нахождения организации-должника, либо по месту нахождения ее имущества;

После определения места нахождения должника, судебный пристав-исполнитель либо продолжает исполнительное производство, либо прекращает его (пункт 5 статьи 33 Закона № 229-ФЗ).

Следует немного остановиться на сроках предъявления исполнительных документов к исполнению. Данные сроки закреплены в статье 21 Закона № 229-ФЗ. По общему правилу, установленному статьей 21 Закона № 229-ФЗ, исполнительные документы предъявляются в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного для отсрочки или рассрочки его исполнения.

Однако, в отношении исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, установлено, что такие листы предъявляются к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока (пункт 2 статьи 21 Закона № 229-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона № 229-ФЗ 4. Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи (пункт 5 статьи 21 Закона № 229-ФЗ).

Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией (пункт 6 статьи 21 Закона № 229-ФЗ).

Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу (пункт 7 статьи 21 Закона № 229-ФЗ).

Но исполнительное производство может быть возбуждено и без заявления взыскателя, а именно, в случаях когда основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (пункт 6 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).

Постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении исполнительного производства выносится в течение трех дней с момента поступления к приставу исполнительного документа.

Пунктом 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ поступил впервые, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе. Данный срок не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Тем не менее, пристав не устанавливает сроков для добровольного исполнения требований в случаях, предусмотренных пунктом 14 статьи 30 Закона № 229-ФЗ:

1) в соответствии с частью 16 статьи 30 Закона № 229-ФЗ;

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) о восстановлении на работе;

4) об административном приостановлении деятельности;

5) о конфискации имущества;

6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

Статьей 31 Закона РФ № 229-ФЗ установлено, что пристав в течение трех дней со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, когда взыскателю неизвестно в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство (пункт 4 статьи 30 Закона № 229-ФЗ);

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Закона № 229-ФЗ;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено либо судом, по основаниям, установленным статьей 43 либо в случае отмены обвинительного приговора в части назначения штрафа, в соответствии с пунктом 14 статьи 103 Закона № 229-ФЗ;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по следующим основаниям:

  • фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (подпункт 1 пункта 1 статьи 47 Закона № 229-ФЗ);
  • фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (подпункт 2 пункта 1 статьи 47 Закона № 229-ФЗ);
  • выплаты штрафа в полном объеме (подпункт 1 пункта 15 статьи 103 Закона № 229-ФЗ);
  • замены штрафа другим видом наказания или отмены наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования (подпункт 2 пункта 15 статьи 103 Закона № 229-ФЗ);
  • смерти должника-осужденного или объявления его умершим (подпункт 4 пункта 15 статьи 103 Закона № 229-ФЗ);.

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Статьями 39 и 40 Закона № 229-ФЗ установлены случаи, когда исполнительное производство приостанавливается судом, либо приставом-исполнителем.

Суд вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично, в случаях когда (пункт 1 статьи 39 Закона № 229-ФЗ):

1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;

3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях (пункт 1 статьи 40 Закона № 229-ФЗ):

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;

2) утраты должником дееспособности;

3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;

5) применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 Закона № 229-ФЗ;

6) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;

7) направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 Закона № 229-ФЗ.

На практике, могут также возникнуть случаи, когда взыскатель изъявляет желание выбыть из исполнительного производства. Закон № 229-ФЗ также как и процессуальное законодательство предусматривает такую возможность в порядке правопреемства

В соответствии с положениями статьи 52 Закона № 229-ФЗ в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил. Таким образом, взыскатель может передать свои права требования, другому лицу (Постановление ФАС Московского Округа № КГ-А40/1889-08 от 14.04.2008 года).

Статьей 64 Закона № 229-ФЗ установлен перечень исполнительных действий, которые судебный пристав вправе совершать в рамках исполнения требований, указанных в исполнительных документах:

  • вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
  • проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
  • давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
  • входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
  • с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
  • в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
  • в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
  • привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
  • производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
  • запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
  • рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
  • взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  • обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  • устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
  • проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 Закона № 229-ФЗ, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
  • совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства и по истечении срока о добровольном исполнении.

Мерами принудительного исполнения являются (пункт 3 статьи 68 Закона № 229-ФЗ):

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Таким образом, в данной статье мы постарались рассмотреть основные моменты исполнения судебных актов в добровольном и принудительном порядке. Естественно в объем статьи не смогли войти все аспекты исполнительного производства потому, что сам по себе новый закон весьма и весьма обширный, но надеемся на то, что у читателя все таки сложится хотя бы общее впечатление о том, в каком порядке исполняются судебные акты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Практика применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: более 350 актуальных вопросов: Практическое пособие (Под ред. В.В. Яркова, С.Л. Дегтярева. М., 2005 // СПС "Консультант Плюс").

Заглянем в новый закон об исполнительном производстве – «Финансовые и бухгалтерские консультации» № 2, 2008.

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 3

Бухгалтер и закон

№11, 2008

Виталий Бородкин, старший юрисконсульт Интерком-Аудит

 


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
info@intercom-audit.ru

© «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3