Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Инспекция труда. Практикум по прохождению инспекционной проверки (анализ нарушений)

Мнение наших экспертовИнспекция труда. Практикум по прохождению инспекционной проверки (анализ нарушений)

Инспекция труда. Практикум по прохождению инспекционной проверки (анализ нарушений).

Вероятность того, что в организацию нагрянет трудовая инспекция с плановой проверкой, является на сегодняшний день не очень высокой, поскольку количество организаций в разы превышает количество государственных инспекторов труда, уполномоченных проводить инспекционные проверки, что физически не позволяет охватить всех работодателей. В то же время, вероятность внезапного появления в организации инспектора с внеплановой проверкой резко возрастает в тех случаях, когда работодатель систематически нарушает законодательство о труде и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Потенциальная периодичность проведения внеплановых проверок напрямую зависит от трудового правопорядка, который установлен в организации. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 №134-ФЗ (далее – Закон №134-ФЗ) внеплановые проверки проводятся в случаях:

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Отличие плановых инспекционных проверок от внеплановых заключается в том, что последние проводятся только по фактам, в отношении которых поступили жалобы или предоставлена информация о нарушениях трудовых прав работников. Внеплановая проверка преследует целью комплексный анализ соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно статье 8 Закона №134-ФЗ государственные инспекторы не вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки. Следовательно, при внеплановой проверке инспекторы вправе проверять только тот кадровый участок, в отношении которого у них имеется информация о наличии там каких-либо нарушений. Что касается плановой проверки, то в этом случае работодателю предстоит подготовиться к тому, что трудовой инспектор может потребовать от работодателя любой документ, в той или иной степени регулирующий вопросы применения труда и его охраны.

Правовой базой при проведении трудовой инспекционной проверки являются следующие основополагающие документы: Конвенция Международной организации труда 1947 года №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (далее – Конвенция МОТ №81) вместе с Протоколом от 22.06.1995 о распространении указанной Конвенции также и на организации, не относящиеся к промышленности и торговле, глава 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), а также вышеупомянутый Закон №134-ФЗ. При этом необходимо отметить, что некоторые положения названных документов не соответствуют друг другу, что было отмечено многими авторами[1] и о чем тоже будет указано дальше.

Основными полномочиями федеральной инспекции труда в соответствии со статьей 356 ТК РФ являются:

а) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (например, по статье 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы»).

В соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных инспекций труда уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ. При этом необходимо обратить внимание, что полномочиями на составление протоколов об указанных административных правонарушениях федеральная инспекция труда была наделена в недалеком прошлом на основании Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ.

б) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях. На основании части 1 статьи 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, статьями 5.28-5.34, 5.44 КоАП РФ. В части 2 статьи 23.12 КоАП РФ указан перечень лиц из состава федеральной инспекции труда, которые вправе рассматривать указанные административные правонарушения, а также на основании части 1 статьи 28.3 КоАП РФ – составлять соответствующие протоколы.

Федеральная служба по труду и занятости РФ своим Приказом от 10.04.2006 №60 утвердила Перечень должностных лиц федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
  • на должностных лиц от 1000 до 2000 рублей.

В соответствии счастью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • на должностных лиц от 1000 до 2000 рублей (или дисквалификация на срок до 3 лет);
  • на юридических лиц от 10000 до 20000 рублей.

в) анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

г) направление в установленном порядке соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды.

д) осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

е) анализ состояния и причин производственного травматизма и разработка предложения по его профилактике, участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследований самостоятельно.

ж) привлечение в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников.

з) прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

и) информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

к) подготовка и публикация ежегодных докладов о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представление их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

л) иные полномочия, предусмотренные ТК РФ, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основные права государственных инспекторов труда отражены в статье 357 ТК РФ, среди которых особое внимание заслуживает право выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Такое предписание выдается в случае выявления очевидного нарушения трудового законодательства при обращении профсоюзного органа, работника или иного лица в трудовую инспекцию по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда). Типовая форма такого предписания содержится в Приложении №2 – форма № 2-ГИТ, утвержденная Приказом Федеральной службы по труду и занятости «Об утверждении форм документов» от 10.12.2004 №47.

Порядок проведения инспекционной проверки установлен в статье 360 ТК РФ, а также статьях 7-11 Закона №134. При этом, если в соответствии со статьей 11 Закона №134-ФЗ трудовые инспекторы вправе посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения, то согласно статье 357 ТК РФ инспектор труда вправе беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции объекты юридических лиц. Таким образом, ТК РФ не требует наличия у инспектора распоряжения  (приказа) соответствующего органа государственного контроля и позволяет инспектору «тайно проникнуть в трудовой коллектив и под видом обычного работника наблюдать за соблюдением работодателем нормативно установленных обязанностей»[2], в то время как пункт 1 статьи 7 Закона №134 устанавливает, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), а инспектор «должен сразу обозначить свое присутствие на принадлежащих в организации объектах (предъявлением соответствующих документов)»[3].

Указанные расхождения в законодательных актах должны решаться в пользу ТК РФ, тем более, что положение о возможности неуведомления работодателя о проверочных мероприятиях также содержится в статье 12 Конвенции МОТ №81, а в соответствии со статьей 10 ТК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Что касается распоряжения (приказа) о проведении проверки, то несмотря на то, что ТК РФ не предусматривает необходимость предъявления такого документа, на практике такие приказы составляются и предъявляются. Более того, Закон №134-ФЗ является нормативным правовым актом федерального уровня, также как и ТК РФ, а требования о необходимости предъявления распоряжения (приказа) являются специальной нормой, которая должна применяться.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется трудовым инспектором, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Проверка, продолжительность которой не должна превышать один месяц, может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения инспектора, осуществляющего проверку, руководителем органа Федеральной инспекции труда или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Остановимся теперь на приоритетных направлениях трудовой деятельности и типовых нарушениях законодательства о труде иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые проверяют инспекторы труда.

1. В соответствии с Приказом Роструда от 14.04.2006 №64 проблема обеспечения соблюдения в организациях Российской Федерации требований трудового законодательства об оплате труда остается достаточно острой. Поэтому проверять факты соблюдения в организациях трудовых прав работников на своевременную и в полном размере выплаченную заработную плату инспекторы будут в первую очередь. Для того, чтобы подготовить указанный участок работы к проверке необходимо чтобы такие документы как штатное расписание, положение об оплате труда, платежные ведомости, положения о премировании и другие соответствовали трудовому законодательству. Например, одним из наиболее распространенных нарушений является указание в положении об оплате труда, что каждая из двух частей заработной платы выплачивается работнику в пределах определенного периода (например, с 5 по 7 число месяца и с 20 по 25 число месяца). Это является нарушением статьи 136 ТК РФ, поскольку заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в определенный день, который устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Следовательно, указание в локальном акте периода не позволяет установить конкретный день выплаты заработной платы, и за это инспекторы штрафуют.

2. Руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации обеспечивают на основании Приказа Роструда от 09.03.2006 №36  включение в планы работ госинспекций труда проведение совместно с исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации целевых проверок соблюдения работодателями порядка оплаты временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам, установленного Федеральным законом «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» от 22.12.2005 №180-ФЗ. Для реализации этих задач инспекторы могут затребовать табели учета рабочего времени, соответствующие заявления на отпуск, проверить как наличие самих больничных листов, так и правильность их оформления и другие документы.

3. Согласно Приказу Роструда от 19.04.2006 №66 важнейшей задачей государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда является реализация системы мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и улучшение условий труда, и, в первую очередь, усиление и повышение эффективности надзора и контроля за обеспечением работодателями установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В области обеспечения требований охраны труда работодателю необходимо выполнять требования, предусмотренные в разделе X ТК РФ, в Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Постановлением Минтрудсоцразвития России от 14.03.1997 №12 (с 01 сентября 2008 года действует Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 №569) и в других нормативно правовых актах.

Для реализации поставленных задач трудовые инспекторы совместно с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют проверки:

  • соблюдения установленного порядка и эффективности обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных лиц;
  • полноты и качества осуществляемых работодателями предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, частично финансируемых из средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • соблюдения установленного порядка проведения диспансеризации работающего населения и дополнительных медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.

Проверяя соблюдение норм техники безопасности и охраны труда, инспекторы посмотрят сроки проведения обучения и инструктажа, наличие подписей инструктируемых работников и ответственных лиц, а также используются ли несертифицированные средства защиты, запросят для экспертизы журналы проведения инструктажа, инструкции по охране труда и другие документы.

4. Не стоит забывать и о кадровой документации, которая проверяется трудовыми инспекторами практически всегда.

Наибольший интерес вызывают трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним. Соответственно, инспекторы проверят, есть ли основания для заключения срочных трудовых договоров, в том случае, если таковые имеются в организации, подписаны ли трудовые договоры уполномоченным лицом со стороны работодателя, ознакомлены ли работники с правилами внутреннего трудового распорядка до заключения трудовых договоров, составлены ли приказы о приеме на работу после заключения трудовых договоров, оформлены ли в соответствии с требованиями законодательства переводы на другую работу и т.д.

В том случае, если работодатель составляет кадровые документы по унифицированным формам, то необходимо использовать унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1.

Кадровой службе необходимо следить, чтобы со всеми приказами были ознакомлены работники, при этом даты ознакомления с приказами никак не могут быть раньше дат составления самих приказов, а номер трудового договора, указанный в приказах, должен совпадать с действительным номером трудового договора.

В случае привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни в кадрах должны быть служебные записки представителей работодателя о необходимости привлечения работников для работы в эти дни с обязательным указанием конкретных причин выхода на работу, письменные согласия работников на работу в такие дни с обязательным указание о виде компенсации (двойная оплата или другой день отдыха), приказы о выходе на работу в такие дни с указанием вида компенсации и причин необходимости работы в выходные (праздничные дни). При этом составление этих документов должно датироваться последовательно в той очередности, в которой они перечислены.

Особое внимание следует уделить такому участку кадровой работы как применение дисциплинарных взысканий. Во-первых, инспектор проверит, есть ли основание для такой ответственности. Основанием может служить докладная записка руководителя о совершении конкретного дисциплинарного проступка с указанием даты его совершения. Во-вторых, необходимо будет предоставить письменное объяснение работника, в случае его отсутствия в наличии должен быть акт об отказе работника в предоставлении письменного объяснения. Далее необходим приказ о наложении дисциплинарного взыскания. При этом ТК РФ содержит сроки наложения дисциплинарного взыскания, следовательно, анализу будут подвергнуты даты составления вышеуказанных документов на предмет их попадания в сроки, предусмотренные ТК РФ.

Естественно, инспекторы изучат правила ведения и хранения трудовых книжек. Здесь кадровые работники должны строго соблюдать требования Постановления Правительства РФ «О трудовых книжках» от 16.04.2003 №225 и Постановление Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек» от 10.10.2003 №69. Наиболее распространенными нарушениями являются отсутствие (неправильное оформление) приходно-расходной книги по учету бланков трудовых книжек и бланков к ним, книги учета движения трудовых книжек, которые должны быть пронумерованы, прошнурованы, прошиты, скреплены печатью и заверены подписью руководителя организации.

 Привлечение к работе сверхурочно, в ночное время, предоставление ежегодного основного и дополнительных ежегодных отпусков, заключение договоров о полной материальной ответственности и другие вопросы регулирования трудовых отношений также являются предметом инспекционных проверок.

Согласно статье 365 ТК РФ федеральная инспекция труда в своей работе взаимодействует с различными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. При этом на основании Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ упразднена координация деятельности профессиональных союзов, по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральной инспекцией труда, что является абсолютно справедливым, поскольку деятельность профсоюзов в этом направлении должна быть независима и автономна.

В настоящее время актуальным вопросом является привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан. Несмотря на то, что трудовые инспекторы не уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела по статье 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства» Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной миграционной службой совместно издан Приказ Роструда №40, ФМС №66 от 03.04.2007, в соответствии с которым Роструд направляет информацию о допущенных работодателями нарушениях, связанных с привлечением к трудовой деятельности иностранных работников, для рассмотрения и принятия решения о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

Подводя итог, можно констатировать, что кадровый участок работы любой организации является сложным и документально насыщенным объектом. Даже в том случае, если трудовая инспекция предупредит работодателя о предстоящей проверке, то навести порядок в документах за короткий период практически невозможно, особенно в условиях крупных организаций. Поэтому руководитель организации должен иметь профессионально подготовленную и ответственную кадровую службу, которая без оглядки на возможность прихода в организацию трудовой инспекции обеспечить порядок в кадровом делопроизводстве и юридически грамотное оформление трудовых отношений.

Кадровые решения,

№8, 2008 

Алексей Иванов, юрисконсульт Интерком-Аудит


 

[1] См. например: А.В. Филатова. Вопросы реализации процедур государственного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства. Трудовое право. 2007. №9.

[2] Что правомочны проверять трудовые инспекторы по контролю и надзору. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. №20.

[3] Что правомочны проверять трудовые инспекторы по контролю и надзору. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. №20.


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
info@intercom-audit.ru

© 2023 «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3