Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе Вакансии: Москва |
Налоговый патруль, на выездМнение наших экспертовНалоговый патруль, на выезд
Налоговый патруль, на выезд Каковы полномочия представителей органов внутренних дел при их участии в выездных налоговых проверках? В ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности у организации нередко возникают случаи, когда органы внутренних дел требуют от них осуществить определенные действия, ссылаясь в требовании (постановлении) на то, что в отношении данной организации, либо в отношении ее контрагента проводится выездная налоговая проверка, а направивший требование (постановление) орган внутренних дел в этой проверке участвует. Как правило, требования касаются предоставления органам внутренних дел документов, таких как договоры, учредительные документы, счета-фактуры, товарные накладные и т.д., необходимые для проведения выездной налоговой проверки. В связи с этим возникает вопрос, а имеют ли право органы внутренних дел, участвующие в выездной налоговой проверке, проводимой налоговым органом, требовать от организаций, предоставить им определенные документы. Статья написана с целью определить, какими полномочиями согласно закону наделены налоговые органы, а какими органы внутренних дел. Это необходимо для того, чтобы организация при получении требования от органов внутренних дел могла для себя решить, что она должна в данной ситуации делать. В соответствии со статьей 36 НК РФ органы внутренних дел по запросу налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, участвуют в выездных налоговых проверках. Запрос должен содержать:
Однако участие органов внутренних дел в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов не означает, что органы внутренних дел являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, так как в соответствии со статьей 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
Перечень, приведенный в статье 9 НК РФ, является закрытым, а это значит, что органы внутренних дел, несмотря на возможность их участия в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не относятся. Кроме, того, законодательство о налогах и сборах содержит в статье 2 НК РФ исчерпывающий перечень отношений, регулируемых данным законодательством. К таким отношениям относятся исключительно:
Отсюда, следует, что субъектами указанных выше отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах, являются лишь налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы и таможенные органы. Что же касается органов внутренних дел, то положение статьи 2, 9 НК РФ явно указывает на то, что органы внутренних дел осуществлять отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах не вправе. Согласно пункту 2 статьи 36 НК РФ органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, обязуются направить соответствующие материалы в налоговый орган, который и будет принимать по данным обстоятельствам решение. Истребование с налогоплательщика документов, необходимых для выездной налоговой проверки, либо истребование документов с третьего лица (контрагента) о налогоплательщике, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, осуществляется лишь налоговыми органами в соответствии с пунктом 1 статьи 93 и пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ. Другими словами, органы внутренних дел при выявлении в рамках своих полномочий, обстоятельств, требующих совершения действий налоговыми органами, лишь извещают об этом налоговые органы, так как органы внутренних дел сами не вправе осуществлять действия, которые законом отнесены к полномочиям налоговых органов (статья 31, 32 НК РФ), вытекающим из отношений, предусмотренных статьей 2 НК РФ. Привлечение органов внутренних дел для их участия в выездных налоговых проверках необходимо для осуществления ими в ходе выездной налоговой проверки действий, которые не вправе осуществлять налоговые органы (статья 31 НК РФ), но в то же время вправе осуществлять органы внутренних дел (статья 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»). К действиям, необходимым для осуществления в ходе выездной налоговой проверки с учетом вышеизложенного, а также исходя из статьи 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (далее по тексту – Закон о Милиции) и пункта 5 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России и МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37 относятся:
В соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России и МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37 (далее по тексту – Инструкция о порядке взаимодействия ОВД и налоговых органов) выездные налоговые проверки с участием органов внутренних дел проводятся налоговыми органами с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах. Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении возложенных на них задач обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, корректно и внимательно относиться к представителям организации, не унижать их честь и достоинство, соблюдать налоговую тайну. За совершение неправомерных действий при осуществлении служебных полномочий сотрудники налоговых органов и органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 Инструкции о порядке взаимодействия ОВД и налоговых органов). Действия сотрудников налоговых органов и органов внутренних дел могут быть обжалованы организациями и физическими лицами в вышестоящие налоговые органы и органы внутренних дел, прокуратуру и суд. При участии в выездной налоговой проверке сотрудники органов внутренних дел вправе, но лишь в пределах своей компетенции, самостоятельно выбирать средства и методы проведения контрольных и иных мероприятий при условии, что данные мероприятия предусмотрены законодательством (пункт 6 Инструкции о порядке взаимодействия ОВД и налоговых органов). Несмотря на то, что органы внутренних дел вправе участвовать в выездных налоговых проверках, основанием для проведения выездной налоговой проверки будет являться по-прежнему решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении согласно пункту 1 статьи 89 НК РФ, пункту 7 Инструкции о порядке взаимодействия ОВД и налоговых органов. Если сотрудники органа внутренних дел привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной (повторной выездной) налоговой проверки, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении дополнений в принятое решение (постановление) о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы. В случаях назначения выездных налоговых проверок на основании постановления следователя, вынесенного по находящимся в его производстве уголовным делам, в решении о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки должны учитываться содержащиеся в постановлении следователя предложения по характеру, сроку и объему проверки и поставленные вопросы. Если в ходе проведения выездной налоговой проверки возникает необходимость проверки налогов (сборов), не включенных в принятое решение (постановление) о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, то руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о назначении новой выездной (повторной выездной) налоговой проверки по указанным налогам (сборам), с учетом требований статей 87 и 89 НК РФ. Слияния и поглощения №5, 2009 Семен Аипкин, ведущий консультант Интерком-Аудит
|
|||||||||||||||||||
|