Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Налоговый патруль, на выезд

Мнение наших экспертовНалоговый патруль, на выезд

Налоговый патруль, на выезд

Каковы полномочия представителей органов внутренних дел при их участии в выездных налоговых проверках?

В ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности у организации нередко возникают случаи, когда органы внутренних дел требуют от них осуществить определенные действия, ссылаясь в требовании (постановлении) на то, что в отношении данной организации, либо в отношении ее контрагента проводится выездная налоговая проверка, а направивший требование (постановление) орган внутренних дел в этой проверке участвует.

Как правило, требования касаются предоставления органам внутренних дел документов, таких как договоры, учредительные документы, счета-фактуры, товарные накладные и т.д., необходимые для проведения выездной налоговой проверки.

В связи с этим возникает вопрос, а имеют ли право органы внутренних дел, участвующие в выездной налоговой проверке, проводимой налоговым органом, требовать от организаций, предоставить им определенные документы.

Статья написана с целью определить, какими полномочиями согласно закону наделены налоговые органы, а какими органы внутренних дел. Это необходимо для того, чтобы организация при получении требования от органов внутренних дел могла для себя решить, что она должна в данной ситуации делать.

В соответствии со статьей 36 НК РФ органы внутренних дел по запросу налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, участвуют в выездных налоговых проверках.

Запрос должен содержать:

  • наименование налогового органа, направляющего запрос на участие органы внутренних дел вместе с налоговыми органами в проводимых ими выездных налоговых проверках;
  • полное и сокращенное наименование организации (филиала или представительства организации), ИНН/КПП, либо Ф.И.О. физического лица, ИНН - при наличии;
  • адрес места нахождения организации (филиала или представительства), либо адрес постоянного места жительства физического лица
  • наименование подраздела органа внутренних дел, количество сотрудников подраздела;
  • наименование подразделения органа внутренних дел, количество сотрудников подразделения;
  • наименование налогов (сборов) по которым проводится выездная налоговая проверка, период проведения выездной налоговой проверки (с ______ по ______);
  • обстоятельства в связи с которыми вызвана необходимость участия сотрудников органа  внутренних дел в выездной налоговой проверке;
  • описание формы, характера и содержания предполагаемого налогового правонарушения;
  • обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов или для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих (при наличии такой необходимости);
  • предполагаемые сроки проведения проверки (дата начала и окончания проверки);
  • Ф.И.О. руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (наименование налогового органа), осуществляющего выездную налоговую проверку.

Однако участие органов внутренних дел в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов не означает, что органы внутренних дел являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, так как в соответствии со статьей 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Перечень, приведенный в статье 9 НК РФ, является закрытым, а это значит, что органы внутренних дел, несмотря на возможность их участия в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не относятся.

Кроме, того, законодательство о налогах и сборах содержит в статье 2 НК РФ исчерпывающий перечень отношений, регулируемых данным законодательством. К таким отношениям относятся исключительно:

  • властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • властные отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, проводимого в соответствии с главой 14 НК РФ. Глава 14 НК РФ устанавливает необходимые для проведения налогового контроля действия, в частности, проведение выездной налоговой проверки (статья 89 НК РФ), истребование документов при проведении выездной налоговой проверки (статья 93 НК РФ), истребование документов (информации) с третьего лица (контрагента) о налогоплательщике, в отношении которого проводится налоговая проверка (статья 93.1 НК РФ);
  • властные отношения по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • властные отношения по привлечению к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения. Понятие «налоговое нарушение» и понятие «преступление» не означает одно и то же. Налоговым нарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое главой 15 НК РФ установлена налоговая ответственность. Преступлением же согласно части 1 статьи 14 УК РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Отсюда, следует, что субъектами указанных выше отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах, являются лишь налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы и таможенные органы.

Что же касается органов внутренних дел, то положение статьи 2, 9 НК РФ явно указывает на то, что органы внутренних дел осуществлять отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах не вправе.

Согласно пункту 2 статьи 36 НК РФ органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, обязуются направить соответствующие материалы в налоговый орган, который и будет принимать по данным обстоятельствам решение.

Истребование с налогоплательщика документов, необходимых для выездной налоговой проверки, либо истребование документов с третьего лица (контрагента) о налогоплательщике, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, осуществляется лишь налоговыми органами в соответствии с пунктом 1 статьи 93 и пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.

Другими словами, органы внутренних дел при выявлении в рамках своих полномочий, обстоятельств, требующих совершения действий налоговыми органами, лишь извещают об этом налоговые органы, так как органы внутренних дел сами не вправе осуществлять действия, которые законом отнесены к полномочиям налоговых органов (статья 31, 32 НК РФ), вытекающим из отношений, предусмотренных статьей 2 НК РФ.

Привлечение органов внутренних дел для их участия в выездных налоговых проверках необходимо для осуществления ими в ходе выездной налоговой проверки действий, которые не вправе осуществлять налоговые органы (статья 31 НК РФ), но в то же время вправе осуществлять органы внутренних дел (статья 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»).

К действиям, необходимым для осуществления в ходе выездной налоговой проверки с учетом вышеизложенного, а также исходя из статьи 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (далее по тексту – Закон о Милиции) и пункта 5 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России и МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37 относятся:

  • проверка данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;
  • направление органом внутренних дел в налоговый орган материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах;
  • участие в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, за исключением действий, которые согласно статьям 2, 31, 32 НК РФ, а также в соответствии с главой 14, 15 НК РФ осуществляются лишь налоговыми органами;
  • содействие должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности,
  • обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящего проверку.

В соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России и МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37 (далее по тексту – Инструкция о порядке взаимодействия ОВД и налоговых органов) выездные налоговые проверки с участием органов внутренних дел проводятся налоговыми органами с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.

Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении возложенных на них задач обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, корректно и внимательно относиться к представителям организации, не унижать их честь и достоинство, соблюдать налоговую тайну.

За совершение неправомерных действий при осуществлении служебных полномочий сотрудники налоговых органов и органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 Инструкции о порядке взаимодействия ОВД и налоговых органов).

Действия сотрудников налоговых органов и органов внутренних дел могут быть обжалованы организациями и физическими лицами в вышестоящие налоговые органы и органы внутренних дел, прокуратуру и суд.

При участии в выездной налоговой проверке сотрудники органов внутренних дел вправе, но лишь в пределах своей компетенции, самостоятельно выбирать средства и методы проведения контрольных и иных мероприятий при условии, что данные мероприятия предусмотрены законодательством (пункт 6 Инструкции о порядке взаимодействия ОВД и налоговых органов).

Несмотря на то, что органы внутренних дел вправе участвовать в выездных налоговых проверках, основанием для проведения выездной налоговой проверки будет являться по-прежнему решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении согласно пункту 1 статьи 89 НК РФ, пункту 7 Инструкции о порядке взаимодействия ОВД и налоговых органов.

Если сотрудники органа внутренних дел привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной (повторной выездной) налоговой проверки, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении дополнений в принятое решение (постановление) о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы.

В случаях назначения выездных налоговых проверок на основании постановления следователя, вынесенного по находящимся в его производстве уголовным делам, в решении о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки должны учитываться содержащиеся в постановлении следователя предложения по характеру, сроку и объему проверки и поставленные вопросы.

Если в ходе проведения выездной налоговой проверки возникает необходимость проверки налогов (сборов), не включенных в принятое решение (постановление) о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, то руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о назначении новой выездной (повторной выездной) налоговой проверки по указанным налогам (сборам), с учетом требований статей 87 и 89 НК РФ.

Слияния и поглощения

№5, 2009 

Семен Аипкин, ведущий консультант Интерком-Аудит


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
info@intercom-audit.ru

© «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3