Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Оказание услуг, выполнение работ ненадлежащего качества: отражение в учете

Мнение наших экспертовОказание услуг, выполнение работ ненадлежащего качества: отражение в учете

Оказание услуг, выполнение работ ненадлежащего качества: отражение в учете

Ответственность за выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества на исполнителя возложена Гражданским кодексом РФ. Кроме того, если заказчиком является физическое лицо, то также применяются нормы Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В данной статье мы сравним ответственность установленную указанными законами и рассмотрим порядок ее отражения в учете организации.

Правовое регулирование.

Так, исходя из пункта 1 статьи 723 ГК РФ, при выполнении подрядчиком работ ненадлежащего качества заказчик вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков в разумный срок
  • соразмерного уменьшения установленной за работу цены
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ)

Ответственность за невыполнение работ ненадлежащего качества также может быть установлена договором.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 723 ГК РФ подрядчик вправе вместо устранения недостатков, за которые он отвечает, безвозмездно выполнить работу заново с возмещением заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков. В этом случае заказчик обязан возвратить ранее переданный ему результат работы подрядчику, если по характеру работы такой возврат возможен. При этом безвозмездно выполнить работу заново вправе требовать и заказчик – гражданин, в случае заключения договора бытового подряда (пункт 1 статьи 737 ГК РФ). Договор бытового подряда, позволяет заказчику воспользоваться и статьей 739 ГК РФ. Т.е. потребовать:

  • замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
  • возмещения расходов на устранение недостатков товара;
  • отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Отметим, что данные виды ответственности наступает при соблюдении сроков обнаружения недостатков. Такие сроки установлены статьей 724 ГК РФ. Исходя из пункта 2 данной статьи в случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы. Что касается договоров строительного подряда, то данный срок составляет пять лет (статьи 756 ГК РФ). Обособлено стоит договор бытового подряда (т.е. заключенный с заказчиком – физическим лицом (пункт 1 статьи 730 ГК РФ)). Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 737 ГК РФ в случае обнаружения существенных недостатков результата работы заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен.

При этом, предельные сроки обнаружения недостатков могут быть установлены и договором, а также могут определяться исходя из обычая делового оборота. Данное правило касается всех договоров подряда (пункт 2 статьи 724 ГК РФ).

Кроме того, в случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки результата работы обнаружены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента когда работа принята или должна быть принята, подрядчик несет ответственность, если заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента (пункт 3 статьи 724 ГК РФ).

Статьей 725 ГК РФ установлены специальные сроки исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы. Данный срок составляет один год, а в отношении зданий и сооружений – три года. Если в соответствии с договором подряда результат работы принят заказчиком по частям, течение срока исковой давности начинается со дня приемки результата работы в целом.

Т.е. получается так, что срок исковой давности меньше срока, отведенного для предъявления требований, связанных с недостатками результата работы. Соответственно, для устранения рисков, лучше предъявлять такие требования именно в течение срока исковой давности.

Что же касается ответственности за ненадлежащее качество оказанных услуг, то согласно статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Ответственность за ненадлежащее качество выполненных работ, оказанных услуг установлена также статьей 29 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Отметим, меры предусмотренные данным Законом ничем не отливается от ответственности, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. Но при этом статьями 30 и 31 установлены сроки устранения недостатков и удовлетворения требований заказчика:

Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 Закона № 2300-1, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен.

Отражение в учете исполнителя.

1.      Безвозмездное устранение недостатков.

Расходы на безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги) для целей бухгалтерского учета относятся к расходам по обычным видам деятельности и учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» (пункт 5-9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н, Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н).

Для целей налогового учета расходы на безвозмездное устранение недостатков в рассматриваемой ситуации могут относиться к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Отметим, что исходя из подпункта 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат обложению НДС услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.

Однако, как быть, если безвозмездное устранение недостатков выполненных работ, осуществляется в рамках договора, не содержащего условия о гарантии?

Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС является реализация товаров, работ, услуг. В данном же случае, речь идет не о реализации, а об устранении недостатков в соответствии с законодательством. Следовательно в рассматриваемой ситуации объекта налогообложения по НДС не возникает.

2.      Соразмерное уменьшение цены.

Соразмерное уменьшение цены, во-первых, может сопровождаться исправительными записями (корректировкой выручки и начисленного НДС), поскольку имеет место изменение цены договора, в случае, предусмотренном законодательством (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).

Во-вторых, соразмерное уменьшение цены может быть расценено как неустойка за нарушение условий договора и соответственно может учитываться в составе прочих расходов для целей бухгалтерского учета (пункты 11, 14.2, 18 ПБУ 10/99) и в составе внереализационных расходов для целей налогового учета (подпункт 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ). При этом данные расходы отражаются в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в момент их признания. В последствии счет 76 закрывается в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», тем самым, уменьшая задолженность покупателя. Однако, при данном варианте не корректируется НДС ранее начисленный с выручки.

3.      Возмещение расходов на устранение недостатков товара.

Данный вид расходов также может учитываться в составе прочих расходов для целей бухгалтерского учета как неустойка за нарушение условия договора (пункты 11, 14.2, 18 ПБУ 10/99) и в составе внереализационных расходов для целей налогового учета (подпункт 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

4.      Замена.

По общему правилу браком в производстве считается продукция, выполненная с нарушением установленных ГОСТов, технических условий, рабочих чертежей или схем рецептур. В изложенной в вопросе ситуации в результате плохого качества использованной для печати краски часть произведенных организацией брошюр оказалась бракованной.

Затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку в бухгалтерском учете собираются по дебету счета 28 "Брак в производстве" и кредиту счета учета затрат (в данном случае это счет 20 «Основное производство»).

Поскольку затраты организации на исправление брака связаны с выполнением договора, то они включаются в себестоимость работ (услуг) в части не подлежащей взысканию с виновных лиц и в связи с невозможностью дальнейшего использования, и переносятся со счета 28 на счет 20, а в дальнейшем на счет 90, субсчет 90-2.

5.      Отказ от договора.

Отказ от договора по основаниям, предусмотренным законодательством, признается не состоявшейся реализацией и соответственно должен сопровождаться сторнирующими проводками (сторнируется выручка НДС и себестоимость готовой продукции). В соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК РФ исполнитель  вправе принять к вычету суммы НДС, уплаченные при выполнении работ, оказании услуг, в случае отказа от этих работ (услуг). Данные вычеты производятся  в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа (пункт 4 статьи 172 НК РФ).

Финансовая газета

№23, 04.06.2009

 Даниил Копаев, старший консультант департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит»


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
info@intercom-audit.ru

© «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3