Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе Вакансии: Москва |
Что должен знать взыскатель об исполнительном производствеМнение наших экспертовЧто должен знать взыскатель об исполнительном производстве
Что должен знать взыскатель об исполнительном производстве В настоящее время процесс исполнительного производства, а также полномочия судебных приставов-исполнителей, как и в целом федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов и их структурных подразделений нормативно регулируется Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, который начал действовать с 1 февраля 2008 г. С этого момента утратил силу ранее принятый Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ с аналогичным названием и предметом регулирования. Целью принятия нового Закона является повышение эффективности исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций. Смысл исполнительного производства заключается в правильном и своевременном исполнении актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов и должностных лиц. В соответствии со статьей 12 Закона 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: 1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; 2) судебные приказы; 3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; 4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; 5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; 6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; 7) постановления судебного пристава-исполнителя; 8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; 9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге. Исполнительный лист, выдаваемый судом или арбитражным судом, должен содержать:
Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью. А исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, имея подобные реквизиты, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью этого органа. Указанный исполнительный документ передается судебному приставу исполнителю территориального подразделения ФССП по месту юридического адреса (местонахождения должника) либо его имущества. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель обязан приложить к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении исполнительного производства выносится в течение трех дней с момента поступления к приставу исполнительного документа. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (статья 31 Закона 229-ФЗ), если: 1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя; 2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, когда взыскателю не известно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство (пункт 4 статьи 30 Закона № 229-ФЗ); 3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению; 4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Закона № 229-ФЗ; 5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено либо судом по основаниям, установленным ст. 43, либо в случае отмены обвинительного приговора в части назначения штрафа в соответствии с пунктом 14 статьи 103 Закона № 229-ФЗ; 6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктами 1, 2 и 4 части 15 статьи 103 Закона №229-ФЗ; 7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению; 8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Статьями 39 и 40 Закона № 229-ФЗ установлены случаи, когда исполнительное производство приостанавливается судом либо приставом-исполнителем. В пункте 1 статьи 39 Закона № 229-ФЗ указано, что суд вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях: 1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; 2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества; 3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; 4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях (пункт 1 статьи 40 Закона № 229-ФЗ): 1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство; 2) утраты должником дееспособности; 3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях; 4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается; 5) применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 Закона № 229-ФЗ; 6) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора; 7) направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 Закона № 229-ФЗ. Пунктом 3 статьи 30 Закона № 229-ФЗ установлено, что исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения определяется в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 229-ФЗ:
После определения места нахождения должника судебный пристав-исполнитель либо продолжает исполнительное производство, либо прекращает его (пункт 5 статьи 33 Закона № 229-ФЗ). Взыскателю следует иметь в виду, что согласно статьи 21 Закона №299-ФЗ исполнительные листы судов могут быть предъявлены к исполнению в службу судебных приставов-исполнителей в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Другие исполнительные документы (акты контрольных органов, удостоверения комиссий по трудовым спорам, акты других органов), указанные в статье 21 Закона, предъявляются для исполнения приставу в более короткие сроки. Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику, взыскателю, в нем устанавливается срок для добровольного исполнения решения суда. Данный срок не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Статьей 64 Закона № 229-ФЗ установлен перечень исполнительных действий, которые судебный пристав вправе совершать в рамках исполнения требований, указанных в исполнительных документах:
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства и по истечении срока о добровольном исполнении. Мерами принудительного исполнения являются (пункт 3 статьи 68 Закона № 229-ФЗ): 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом. В целях устранения нарушений, допущенных приставами, и для усиления контроля за принимаемыми ими различного рода решениями по исполнительному производству в Законе №229-ФЗ предусмотрена возможность обжалования постановлений, действий или бездействия судебных приставов-исполнителей главному судебному приставу РФ, главному судебному приставу субъекта РФ и старшему судебному приставу территориального подразделения службы. Указанные должностные лица могут отменить постановления судебного пристава или признать его действия (бездействия) неправомерными (статья 127 Закона №229-ФЗ). Действия и бездействие пристава-исполнителя и его руководителей могут быть обжалованы не только в порядке подчиненности, но и в суде (статьи 123, 128 Закона №229-ФЗ). Финансовая газета №32, 2009 Вячеслав Кискин, старший юрисконсульт АКГ «Интерком-Аудит»
|
|||||||||||||||||||
|