Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Обязательность досудебного обжалования, в том числе претензионный порядок

Мнение наших экспертовОбязательность досудебного обжалования, в том числе претензионный порядок

Обязательность досудебного обжалования, в том числе претензионный порядок

Одним из обязательных условий обращения за судебной защитой является соблюдения досудебного порядка урегулирования споров (претензионного либо иного, предусмотренного законом или соглашением между сторонами).

Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, Гражданским кодексом РФ (статья 619 «досрочное расторжение договора по требованию арендодателя», статья 797 «претензии при перевозке грузов» и ряд других), Федеральными законами от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и целым рядом других актов.

Сами стороны так же вправе определить любой иной досудебный порядок в договоре или отдельном соглашении, при этом наиболее распространенным вариантом является претензионный порядок, но может быть так же выбран и иной способ – например, обязательное обращение в третейский суд.

Если обязательный досудебный порядок не соблюден сторонами – то за это следуют определенные законом санкции. В частности, если факт несоблюдения истцом указанных требований закона будет обнаружен судом при решении вопроса о принятии дела к производству, исковое заявление должно быть оставлено без движения (статья 128 АПК РФ), а после того как порядок все-таки будет соблюден – будет принято к производству. Однако если несмотря на предоставленный судом срок для исправления недостатков (направления претензии), нарушения устранены не будут, то исковое заявление будет возвращено (статья 129 АПК РФ).

Установление факта несоблюдения истцом досудебного порядка на стадии подготовки дела к судебному разбирательству или на стадии судебного разбирательства влечет оставление искового заявления без рассмотрения (статья 148 АПК РФ).

Необходимо отдельно отметить, что не любое несоблюдение мер, выбираемых сторонами в качестве обязательного досудебного порядка может служить основанием для отказа в судебной защите. В частности, так если стороны не прибегли к таким предусмотренным в договоре мерам как самозащита права или переговоры, то они все равно вправе обратиться в суд - уже хотя бы потому, что невозможно доказать факт их неприменения.  

Важность соблюдения досудебного порядка урегулирования споров подчеркивается еще и тем, что в соответствии с частью 1 статьи 111 АПК РФ в случае, если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела. Не секрет, что судебные расходы могут вылиться в достаточно значительную сумму, особенно с учетом того, что в последние годы прослеживается четкая тенденция – суды все чаще признают разумными даже довольно значительные расходы на представителя и выносят решения о взыскании этих расходов со стороны по делу.

Несоблюдение досудебного порядка так же может послужить основанием для снижения суммы взыскиваемых в судебном порядке санкций (см., например, Определение ВАС РФ от 16.12.2009 № ВАС-16390/09 по делу № А12-7787/2009).

Среди тех мер, которые на практике выбираются сторонами в качестве обязательного досудебного порядка урегулирования спора можно выделить основанные: собственно претензионный порядок; обращение в третейский суд и привлечение посредника (медиация).

Претензионный порядок

Одним из необходимых условий реализации права на обращение в арбитражный суд по отдельным категориям дел является соблюдение обязательного претензионного порядка, предусмотренного законом или договором (часть 5 статьи 4 АПК РФ). В первую очередь это направлено на то, чтобы стороны в ходе переговоров смогли урегулировать возникший спор сами, не доводя его до судебного разбирательства – в значительном количестве случаев получив претензию контрагент понимает, что противная сторона настроена серьезна и начинает искать пути выхода из конфликтной ситуации. К тому же в претензии можно известить контрагента не только о том, что какое-либо обязательство не выполнено, но и описать последствия, в случае если ничего не будет предпринято. В частности, можно указать, что будут взысканы какие-либо штрафы или пени, удержано имущество или результат работ, подана жалоба в контролирующие органы, возможно обращение в суд и тогда будут взысканы все судебные расходы и так далее.

Если стороны определяют, что направление претензии является обязательным перед подачей иска в суд, то можно говорить о том, что они установили претензионный порядок. Однако при этом важно, чтобы из договора было очевидно, что требуется именно направление претензии – письменного документа с изложением требований стороны, полагающей себя пострадавшей – условия, предусматривающие например возможность разрешения споров, возникших из договора, путем двухсторонних переговоров, не свидетельствуют об установлении сторонами договора претензионного порядка. Поэтому включение в договор фразы о том, что «стороны обязуются разрешать все возникающие споры в порядке переговоров» или «стороны обязуются приложить максимальные усилия для разрешения спора мирным путем» или «все взаимные требования должны быть документально обоснованы, споры и разногласия стороны разрешают путем переговоров. В том случае, если стороны не придут к соглашению, спор рассматривается в Арбитражном суде» нельзя рассматривать как досудебный порядок в том смысле, который вкладывает в это понятие Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

На первый взгляд претензионный порядок представляется достаточно простым для соблюдения, однако на практике регулярно возникает целый ряд вопросов – как правильно составить претензию, что в ней указывать, что делать если контрагент не реагирует на претензию, как доказать, что она действительно была доставлена в суд?

Говоря о претензионном порядке урегулирования спора, следует заметить, что стороны, зачастую устанавливая в договоре необходимость соблюдения претензионной процедуры, сам порядок предъявления и рассмотрения претензии и связанные с ним иные вопросы не оговаривают. По данному вопросу сложилась противоречивая судебная практика, в том числе и на уровне ВАС РФ – ряд постановлений предусматривает, что если в договоре отсутствуют условия о том, в какой срок направляются и рассматриваются претензии, то это нельзя рассматривать как обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Например, в Определении ВАС РФ от 13.11.2009 № ВАС-14616/09 по делу № А29-1447/2009 суд указал, что «при буквальном толковании указанного пункта договора суд не усмотрел, что стороны договора регламентировали претензионный порядок, так как они фактически не согласовали обязательные элементы процедуры досудебного порядка: ни сроки направления претензий, ни порядок их рассмотрения».

При этом существует и прямо противоположная практика – так, часть судов не рассматривает отсутствие порядка рассмотрения претензии в качестве обстоятельства, свидетельствующего об отсутствии такого порядка вообще – главное чтобы в принципе в договоре содержалось условие об обязательном направлении претензии (например, в Определении ВАС РФ от 17.07.2009 № ВАС-9459/09 по делу № А65-23329/2008-СГ2-20 суд признал установление обязательного досудебного порядка следующее условие: «все спорные вопросы, возникающие в процессе заключения и исполнения договора, разрешаются арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью и с соблюдением претензионного порядка урегулирования разногласий»).

Для того чтобы избежать споров, а так же и для удобства самих сторон, лучше если в договоре будет согласован максимально детальный порядок направления и рассмотрения претензий.

Содержание претензии - это те требования заявителя, обстоятельства, на которых основывается требование, цена претензии, а также указание на нарушение норм законодательства стороной, к которой предъявляется претензия. Самое главное, чтобы в тексте претензии было указано само по себе нарушение, при этом различные дополнительные требования могут быть рассмотрены уже в суде вне зависимости от того, заявлялись ли они в претензии. Так, в Определении РФ от 20.01.2010 № ВАС-17943/09 по делу № А45-5321/2009 ВАС разъяснил, что в претензии о взыскании суммы долга и процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с положениями статьи 395 ГК РФ достаточно просто указания, что «в случае неуплаты суммы долга истец обратится в арбитражный суд за взысканием задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами». Такая позиция суда обусловлена тем, что проценты по статье 395 ГК РФ являются мерой гражданско-правовой ответственности и при взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Соответственно, претензия об уплате процентов по статье 395 ГК РФ может не содержать конкретную сумму, поскольку при ее предъявлении еще не известна дата предъявления будущего иска (по состоянию на которую суд может взыскать проценты), если претензия не будет удовлетворена.

Аналогичная позиция изложена и в Определении ВАС РФ от 20.01.2010 № ВАС-17942/09 по делу № А45-4424/2009, что говорит о том, что такой на первый взгляд очевидный, вопрос вызывает значительное количество споров на практике.

Важным моментом при определении претензионного порядка урегулирования спора является наличие четкой формулировки конкретной досудебной процедуры. В договоре должен быть установлен четкий порядок совершения конкретных действий до обращения в суд: указание на то, как (по почте, курьером, с уведомлением или без), кем и кому должна направляться претензия, с приложением каких документов, каким органом и в какие сроки должна рассматриваться и т.п.

Посредничество (медиация)

В настоящее время все большую популярность приобретает такая разновидность урегулирования споров как посредничество или медиация. Справедливости ради надо отметить, что пока это скорее дань моде, нежели реально работающий способ, однако тот факт, что его даже прямо ввел в качестве примирительной процедуры в АПК РФ (в пункте 1 статьи 225.5, в главе «Рассмотрение дел по корпоративным спорам») свидетельствует о том, что этот институт будет развиваться.

Поскольку АПК РФ не содержит определения посредничества, то существуют различные точки зрения по этому вопросу. Наиболее удачным представляется определение посредничества как примирительной процедуры, направленной на урегулирование правового спора и выработку взаимоприемлемого решения самими сторонами с участием третьей стороны (посредника).

Посредничество осуществляется в виде переговоров сторон, организуемых посредником и при его участии. Поскольку посредник не обладает какими-либо властными полномочиями и, соответственно, не связан какими-либо процедурными правилами, переговоры проводятся в свободной форме, отличной от судебного заседания.

Результатами посредничества является либо заключение сторонами мирового соглашения, либо отказ истца от иска. Услуги посредника оплачиваются по соглашению сторон.

Третейские суды

В Российской Федерации функционируют третейские суды, рассматривающие споры российских предпринимателей, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», и международные коммерческие арбитражи, рассматривающие споры с участием иностранных предпринимателей. Наиболее авторитетным и популярным в Российской Федерации является, пожалуй, является Международный Коммерческий Арбитражный Суд при Торгово-Промышленной Палате РФ (МКАС).

Согласно статье 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Это соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Для удобства сторон можно использовать подходящую к конкретным отношениям третейскую оговорку, образцы которых есть на сайте Международного Коммерческого Арбитражного Суда (http://www.tpprf-mkac.ru/ogovorka.php).

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Из существенных плюсов, свойственным третейским судам, следует отметить обычно достаточно высокую профессиональную подготовку арбитров, сокращенные по сравнению с обычными судами сроки рассмотрения дела, возможность эффективного рассмотрения дела с применением иностранного законодательства и ряд других. Из минусов – значительный размер пошлины (например, при сумме иска до 300 000 рублей минимальная пошлина составит 78 000 рублей плюс дополнительные сборы).

Финансовая газета

№23, 2010 

Ирина Мельникова, заместитель генерального директора по юридическому консалтингу


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
info@intercom-audit.ru

© «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3