Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Бюджетное обострение

Интерком-Аудит в СМИ28 января 2010, Известия

Известия
28.01.2010 

Бюджетное обострение

Татьяна Сажина

Нефтегазовые доходы бюджета в ближайшее десятилетие сократятся на 3,5-4% ВВП, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин в конце прошлой недели. Около 2,5% будет потеряно по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и еще 1-1,2% по экспортным пошлинам. При этом при действующей налоговой системе поступления в бюджет от НДПИ и экспортной пошлины будут сокращаться независимо от цены нефти, следует из расчетов Минфина.

Снижение нефтегазовых доходов на 4-5% ВВП ставит вопрос об оптимальных контурах налоговой системы, добавил к словам руководства начальник департамента налогового и таможенно-тарифного регулирования Минфина Илья Трунин. "Существует риск, что придется задуматься о повышении налогов", - заявил чиновник.

Нефтегазовые доходы бюджета падают не просто так. Этому немало поспособствовало правительство, которое в последние два года предоставило нефтяникам налоговых льгот на миллиарды долларов. С 2009 года, в частности, взимание НДПИ начинается не с $9, а с $15 за баррель, что повысило необлагаемый минимум, а значит, оставило в распоряжении нефтяных компаний огромные суммы. Кроме того, были введены налоговые каникулы для тех, кто разрабатывает месторождения в сложных условиях. Эта мера касается компаний, ведущих деятельность на шельфе северных морей, в Тимано-Печорской нефтяной провинции, на полуострове Ямал, в Ненецком автономном округе, а также в районе Каспийского и Азовского морей. После того как упала цена на нефть, формулу расчета экспортной пошлины пересмотрели так, что нефтяники стали платить по фактической цене на нефть, хотя во времена бешеного роста цены на нефть пошлина всегда отставала от реальной стоимости цены, что позволяло им получать сверхприбыль.

"Уменьшая налоги нефтедобывающим компаниям, которые разрабатывают и продают все больше ресурсов природы, мы фактически обворовываем своих детей и внуков, ни копейки не направляя разработчикам экологических технологий, восстанавливающим природные запасы или проводящим поиски новых источников энергии", - убежден юрист консалтинговой компании "Налоговик" Роман Терехин.

При этом несырьевой бизнес в кризис получил от правительства не льготы, а повышение налогов. С 2010 года был отменен единый социальный налог (ЕСН), его ставка пока осталась прежней - 26% (34% с 2011 года), однако эта сумма теперь взимается с зарплаты в 415 тыс. рублей в год, тогда как раньше по этой ставке облагалась только зарплата до 280 тыс. рублей в год, что уже привело к увеличению фискального бремени. С 2010 года досталось и гражданам - правительство разрешило регионам увеличивать базовую ставку по транспортному налогу в десять раз.

"Уровень налогового бремени в России по сравнению с развитыми странами находится сейчас на адекватном уровне - у кого-то он меньше, у кого-то больше. Если принимать в расчет повышение взносов на обязательное страхование с 2011 года, то предполагается его существенный прирост. Поэтому говорить о том, что у российской налоговой системы существуют какие-либо резервы в плане увеличения налогов, достаточно сложно", - говорит руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит" Андрей Приходько.

По оценке экспертов, налоговая нагрузка на российскую экономику оценивается примерно в 30% ВВП, а экспортная пошлина по нефти и НДПИ в доходах бюджета составляют примерно треть. Насколько хороша наша налоговая система и как велика налоговая нагрузка, можно оценить, сравнивая с показателями других стран. Например, налоговая нагрузка в странах ЕС существенно выше, чем в США и Японии (20-30% ВВП). Но и среди европейских стран отмечается большой разброс: в Румынии, Словакии и Литве налоги составляют менее 30% ВВП, а в Дании и Швеции - почти 50%. "Но политика этих государств стремится поддерживать свою экономику, в том числе за счет "вливаний" в ту или иную сферу", - отмечает Роман Терехин.

При этом эксперты отмечают, что кризис и посткризисный период – не лучшее время для повышения налогов. "Повышать налоги с предприятий в тот момент, когда они несут убытки, нерационально, так как это может привести к банкротству предприятия. Повышение налогов с физических лиц в период, когда реальная заработная плата уменьшается и увеличивается безработица, может привести к социальному взрыву. Увеличение поступления налогов возможно в случае не введения новых налогов, не увеличения налоговых ставок, а в случае расширения налоговой базы", - говорит заместитель директора департамента аудита и налогового консультирования "МЦФЭР-консалтинг" Александр Беличко.

Кроме того, бизнес и граждане традиционно имеют двузначное увеличение тарифов каждый год, что тоже можно назвать фискальной нагрузкой. "С января 2010 года повысились тарифы на товары и услуги естественных государственных монополий: пошлины на паспорта, свидетельства, водительские права, ставки транспортного налога, акцизы на бензин и алкоголь", - напоминает Роман Терехин. По мнению экспертов, повышение налогов может привести к образованию еще большей дыры в бюджете. "В случае увеличения налоговой нагрузки в сегодняшних условиях база будет сокращаться, что в конечном результате может привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет и увеличению социальной напряженности", - говорит Александр Беличко. По мнению Андрея Приходько, любое повышение налогов, во-первых, увеличивает шансы определенной части бизнеса на банкротство, так как в условиях кризиса предприниматели не могут похвастать доходами. "Во-вторых, растет уклонение от налогов, что, по сути, не позволяет добиться увеличения поступлений в бюджет", - говорит эксперт.

 

 


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
pr@intercom-audit.ru

© «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3