Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Мошенничество на вексельном рынке

Интерком-Аудит в СМИ10 февраля 2010, Экономические преступления

Экономические преступления
№12 

Мошенничество на вексельном рынке

Дмитрий Березин 

Финансовые трудности вынудили многие компании чаще использовать неденежные формы расчетов, в частности вексель. Сложившейся ситуацией сразу воспользовались мошенники. По данным МВД, к началу кризиса оборот фальшивых векселей составил 12 трлн. руб. и стал сопоставим с денежной массой. О том, сколько составила выручка от поддельных векселей в кризис, можно лишь догадываться. При этом арсенал проверенных приемов обмана пополнился новыми, подчас завуалированными, методами. Так или иначе, в результате использования любого из этих методов компания, вовлеченная в вексельный оборот, может понести убытки.

Фальсификация векселей

Подделки можно разделить на собственно изготовление фальшивых векселей и выпуск векселя, не отвечающего требованиям законодательства, который по этой причине не может считаться цен­ной бумагой.

Техническая подделка — самый распространенный и нехитрый способ обмана эмитента векселя и контрагента. Чаще всего встречается подделка реально существующих векселей крупных компаний и банков с целью расплатиться ими или предъявить к погашению.

Несмотря на высокую степень защиты ценных бумаг, подделки достигают значительного сходства с подлинными. Но обычно поддельные векселя легко выявляются самими работниками эмитентов при попытке сбыть их в банк или при обращении для проверки их подлинности.

Наряду с технической подделкой часть преступлений совершается с использованием похищенных подлинных бланков ценных бумаг, в которые вносятся ложные сведения об их выдаче и предыдущих держателях, проставляются оттиски поддельных печатей. Кроме того, известны случаи, когда, покупая реальный вексель, в дальнейшем мошенники изготавливают несколько его копий и пытаются сбыть различным контрагентам. Сложность для выявления в этом случае возникает из-за того, что любая проверка (например, если эмитент векселя сам регистрирует его историю и каждый переход от одного держателя (индоссанта) к другому) показывает, что он действительно принадлежит компании-продавцу. Оперативно проконтролировать, сколько раз контрагент уже реализовал копию одной и той же ценной бумаги, будет затруднительно.

 Интеллектуальный подлог. К более сложным способам фальсификации можно отнести выдачу векселей с заведомыми пороками, что влечет признание их недействительными. В этом случае эмитент векселя надеется на плохое знание приобретателем нормативных актов и, как показывает практика, не напрасно.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 11.03.97 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе», вексель может быть составлен только на бумаге

Мария Калинина, руководитель юридического департамента аудиторско-консалтинговой группы «Интерком-Аудит» (г. Москва):

— Больше всего проблем возникает из-за умышленного или ошибочного указания срока платежа. Срок может быть по предъявлении (при этом векселедатель может установить, что вексель не может быть предъявлен к платежу ранее определенного срока), в течение определенного периода времени с момента предъявления либо составления, а также на определенный день. Любое отклонение от этих требований приведет к проблемам. Так, судами признавались нелегитимными векселя со сроками платежа «по предъявлению, но не позднее 2005», «в течение 18 месяцев, но не ранее 120 дней», «в течение трех дней по предъявлении, но не ранее 07.07.99», «в течение 5 дней от предъявления, но не ранее 365 дней от даты составления» и т. п. В то же время, если срок платежа в векселе не обозначен вовсе, то ничего страшного не произойдет — такой вексель рассматривается как подлежащий оплате по предъявлении.

Вексель будет недействителен, если непосредственно в его тексте не будет слова «вексель». Но это же слово должно быть включено в предложение об обещании уплаты определенной суммы. Если вместо слова «вексель» будут употреблены его синонимы (например, вексельное обязательство, вексельное письмо и т. п.), такая бумага тоже не будет считаться векселем.

Встречаются случаи откровенного обмана. Так, иногда для внушения клиенту большей уверенности в законности сделки эмитент «страхует» сделку в одном из «своих» страховых обществ или вносит в вексель надпись о том, что финансовая устойчивость компании обеспечивается движимым и недвижимым имуществом. Все эти действия направлены на введение в заблуждение контрагента.

Если в векселе не указано место платежа (населенный пункт), это еще не означает, что он потеряет юридическую силу. В этом случае местом платежа будет место составления векселя (или место нахождения плательщика при переводном векселе). Однако при обозначении более одного места платежа вексель считается недействительным. Указывать достоверно время и место составления векселя не требуется. Однако наличие такого указания существенно снизит риски. Например, недобросовестный контрагент не сможет уклониться от платежа по векселю, сославшись на то, что в момент составления векселя он находился в другом месте.

Такой реквизит, как подпись руководителя (исполнительного органа или лица, действующего на основании доверенности) компании-векселедателя, является обязательным. Если вексель будет подписан неуполномоченным лицом, то отвечать по нему будет то физическое лицо, которое расписалось на векселе. Ясно, что компании — держателю векселя в этом случае вряд ли удастся компенсировать потери, даже если суд признает за ней право взыскать их с ответственного лица. Чтобы избежать рисков, юристы рекомендуют лично присутствовать при подписании векселя, а также проверить полномочия подписантов. Факсимиле подписи не допускается.

Кроме того, необходимо удостовериться, что в векселе был указан первый векселедержатель.

Мария Калинина, руководитель юридического департамента аудиторско-консалтинговой группы "Интерком-Аудит» (г. Москва):

Лучше, если первый держатель (ремитент) будет индивидуализирован. То есть в векселе будут содержаться фамилия и имя физического лица, наименование и организационно-правовая форма компании (те же требования распространяются на реквизиты «плательщик» в переводном векселе). Неполное наименование не повлечет недействительности векселя, но может потребовать доказательств тождества держателя векселя указанному в нем лицу.

Кроме того, серьезные риски могут возникнуть позже у того, кто предъявит вексель к оплате. Он может быть признан нелегитимным векселедержателем из-за расхождения между наименованием ремитента и его обозначением на индоссаменте.

Так, одним из предприятий группы «Ижмаш» был выпущен вексель на крупную сумму. Авалистом и первым векселедержателем по нему указывались другие предприятия группы. Далее по индоссаменту вексель был передан третьему лицу, которое и предъявило его к оплате основ­ному должнику. Однако тот платить отказался.

После совершения протеста векселедержатель обратился в суд с требованием взыскать долг с векселедателя, авалиста и первого векселедержателя. Обязанные по векселю лица возражали против данных требований, утверждая, что обозначение первого векселедержателя не соответствовало полному и сокращенному его наименованиям, И хотя суды поддержали позицию владельца векселя, нельзя не отметить, что наличие недочетов в указании одного из обязательных реквизитов векселя, которые индоссат не учел, позволило обязанным по векселю лицам длительное время уклоняться от оплаты, ссылаясь на дефект формы ценной бумаги (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.09 № Ф09-9989/08-С4).

«Ноу-хау» из-за границы.

 За последние два-три года широкое распространение получил следующий вариант мошеннических действий с использованием векселей, якобы выпущенных иностранными компаниями.

Компания «А», находящаяся в России, заключает договор с компанией «В», находящейся за границей, о поставке в адрес «А» бланков векселей. «В» высылает их бандеролью или заказным письмом, не выставляя номинал, но, заполняя все реквизиты, и, проставляя все подписи, и даже печати Бланки проходят границу без пошлин и досмотра (сотрудники таможни могут просканировать бандероль, но не имеют права ее вскрыть). Компания «А» проставляет на бланках векселей номинал и использует их в различных сделках. Разумеется, компания «В» не собирается платить по ним, поскольку в договоре сказано, что она поставляет лишь бланки ценных бумаг.  В результате обманутый держатель такого «векселя» может обратиться с иском о взыскании вексельной суммы только к предыдущему держателю (индоссанту).

Незаконное использование подлинных векселей

Незаконные методы использования векселей основаны, прежде всего, на нелегитимном приобретении прав на ценную  бумагу  одним   векселедержателем и злоупотреблении этими правами.

Похищенные векселя.

В недавнем прошлом встречались случаи, когда векселя, принадлежащие законному владельцу, покупал контрагент, имеющий все признаки мошенника (компания, зарегистрированная на утерянный паспорт). Риск неоплаты за переданные ценные бумаги в этом случае ничем не отличается от аналогичного риска по любой другой операции по поставке товара.

При многосторонних сделках купли-продажи векселей недобросовестные участники сделки могут воспользоваться информацией (о векселедержателе), которая является конфиденциальной (количество, номиналы, номера векселей, рек­визиты юридической фирмы, копии документов с оттисками печатей предприятия и подписями должностных лиц-распорядителей по счетам ценных бумаг} для собственной выгоды. В итоге пострадать могут не только интересы владельца векселя, но и не знающего о похищении покупателя.

К группе риска относятся члены органов управления эмитента или профессиональные участники рынка ценных бумаг (как юридические, так и физические лица, аудиторы прямых должников или этого участника, служащие государственных контролирующих органов).

Директор 000 «Фонд» (название изменено) заключил с директором компании «Стимул» договор купли-продажи 5 тыс. тонн сырой нефти, в оплату которой «Фонд» должен был передать 8 векселей финансового управления Саратовской области  на  общую  сумму 21  млн.  руб.

Эти векселя хранились в депозитарии банка и передавались после заключения сделки на основании нотариальной доверенности представителю фонда.

Зная условия хранения и другие сведения о сделке, директор «Стимула» подделал нотариальную доверенность на имя представителя фонда и, получив векселя в депозитарии, реализовал их компании, ничего не знавшей о похищении. На практике возможна также инсценировка похищения: эмитент векселя заявляет в милицию о его похищении, но при этом пускает его в оборот через специально созданные фирмы-«однодневки».

Опротестованные векселя.

Предъявление претензий по неоплаченным векселям имеет свои правовые особенности, на незнании которых могут сыграть мошенники. При неоплате в срок вексель может быть опротестован. Протест векселя представляет собой официальное (нотариальное или судебное) подтверждение фактов, с которыми вексельное законодательство связывает наступление определенных правовых последствий. Акт протеста удостоверяет факт отказа плательщика от: а) оплаты; б) акцепта; в) датирования акцепта. Для совершения протеста векселедержатель должен обратиться к нотариусу в срок не более двух дней с момента наступления платежа для удостоверения факта отказа плательщика от акцепта или платежа по векселю. Это позволяет избежать претензионного порядка, предшествующего предъявлению иска в арбитраже. Опротестованные векселя выбывают из оборота (не являются средством платежа, не могут служить обеспечением платежа в банк и т. п.) Однако на рынке встречаются предложения таких векселей. Как показывает практи­ка, для компании, получившей подобные  векселя,  практически  исключена возможность гражданско-правовой защиты интересов, и единственным механизмом воздействия на злоумышленников может служить уголовное преследование. Сегодня судьи, зачастую сами не имеющие достаточно четкого представления о вексельном обороте, рассматривают вексель на бытовом уровне правосознания как обычную долговую расписку, не принимая во внимание особенности вексельного законодательства. Как правило, эти решения неправосудны, и поэтому рано или поздно они могут быть оспорены и отменены.

Также встречаются случаи, когда после оплаты векселя в срок предъявитель и эмитент (кто-то из работников компаний) договариваются о том, что­бы после погашения вексель остался у предъявителя и продолжил свой оборот. Предъявитель опротестовывает вексель и предъявляет претензии ко всем индоссантам, тогда как эмитент векселя остается в стороне.

Необеспеченные векселя. Выдача векселей, не обеспеченных активами прямого должника, а также использование векселей, принадлежащих предприятиям-банкротам, — еще один вид мошенничества.

Распознать его можно, прежде всего по характерным признакам компании — эмитента векселя. Это несовпадение юридического адреса с фактическим местонахождением компании векселедателя и акцептанта и несоответствие заявленной уставной деятельности, финансовым возможностям компании, регистрация компании лицами, не имеющими постоянного места жительства, наличие в компании векселедателя или акцептан­та только руководящих работников при отсутствии штата работников и т. д.

Дефектные векселя.

Речь идет, прежде всего, о злоупотреблении одним из владельцев векселя (индоссантом). Например, индоссант подделывает подпись, дату и печать, чтобы потом не нести ответственность по нему. Дефекты индоссамента в данном случае не ведут к недействительности самого векселя.

Что предпринять юристу

Следует признать, что вексель был и остается одним из самых простых инструментов привлечения средств и работы с задолженностью. Отсюда и неугасающий интерес к нему со стороны недобросовестных участников рынка.

Предусмотреть все возможные схемы мошенничества при работе с векселями, разумеется, нельзя. Как правило, компании вырабатывают определенный порядок взаимодействия с контрагентами при вексельных расчетах и минимизируют риск мошенничества доверием и взаимной выгодой.

Риски работы с векселями, конечно, в большей степени ложатся на службу безопасности. Однако такая служба есть далеко не в каждой компании, а те, что есть, часто ограничены в ресурсах. В этой ситуации могут помочь юристы, заранее предусматривая в договорах с контрагентами возможные риски:

- предусмотреть в договоре о покупке (передаче векселя) обязательное обращение к эмитенту (векселедателю) для получения ответа о подлинности векселя или получение от него письменного заключения и (или) обращение в независимый экспертный центр для проверки подлинности до заключения сделки

- проверить  все  реквизиты  векселя на предмет соответствия требованиям законодательства;

- рекомендовать  руководству компании не использовать в расчетах векселя,  выпущенные  иностранными  эмитентами, существование которых сложно проверить.


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
pr@intercom-audit.ru

© «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3