Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Аудиторам прописали процедуры. Минфин подготовил новые стандарты

Интерком-Аудит в СМИ24 августа 2010, Российская бизнес-газета

Российская бизнес-газета
№764, 24.08.2010

Аудиторам прописали процедуры
Минфин подготовил новые стандарты

Юлия Васильева

Минфин подготовил два новых федеральных стандарта аудиторской деятельности (ФСАД), разработанных в соответствии с международными стандартами аудита. Первый (ФСАД 5/2010) - обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора по рассмотрению в ходе аудита преднамеренных действий, совершенных обманным путем одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства и работников аудируемого лица или третьих лиц для извлечения незаконных выгод. Второй (ФСАД 6/2010) - учет требований нормативных правовых актов в ходе аудита, определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части выявления существенных искажений этой отчетности, вызванных несоблюдением аудируемым лицом требований федеральных законов и нормативных правовых актов.

Как рассказала Юлия Емельянова, заместитель генерального директора компании "Нексиа Пачоли", подготовленные минфином новые стандарты аудиторской деятельности вступают в действие с даты вступления в силу постановления правительства РФ о признании утратившими силу правила (стандарта) N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" и правила (стандарта) N 14 "Учет требований нормативных правовых актов РФ в ходе аудита". Таким образом, аудиторы получают обновленные и усовершенствованные стандарты.

Несмотря на то что стандарты, которыми аудиторы пользовались до настоящего времени, были, аналогично новым, разработаны на основании международных стандартов аудита, временем была продиктована необходимость внести некоторые изменения.

На взгляд эксперта, новые стандарты более удобны для применения, поскольку содержат не только описание примеров недобросовестных действий, возможные области нарушений требований нормативных актов, но предлагают порядок действия аудитора и необходимые процедуры. Например, в ФСАД 6/2010 приведен перечень обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении требований нормативных актов РФ, а в приложении к данному стандарту приведены примеры процедур обеспечения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов.

ФСАД 5/2010 в примерах способов присвоения активов приводит современный способ, а именно использование активов аудируемого лица в личных целях (например, использование активов в виде залога по персональному займу либо по займу для связанной стороны). Также стандарт содержит подробный перечень случаев, подлежащих обсуждению участниками аудиторской группы, подверженности бухгалтерской отчетности аудируемого лица существенному искажению в результате недобросовестных действий. "Это является для аудитора хорошим инструментом, позволяющим повышать качество проведения аудита по подтверждению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности", - отметила Юлия Емельянова.

По словам эксперта, обращают на себя внимание некоторые моменты, отсутствовавшие в прежних стандартах, но появление, которых неудивительно. Речь идет о необходимости включать в план аудита специальные тесты по проверке соответствия деятельности аудируемого лица требованиям определенных нормативных правовых актов и сообщать о выявленных фактах уполномоченному государственному органу. Или привлечение к работе эксперта по оценке подлинности документа.

В стандарте N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" было предусмотрено общение аудитора с представителями собственника. В ФСАД 5/2010 внесено дополнение в виде следующего ограничения: "В случае когда все представители собственника аудируемого лица участвуют в управлении аудируемым лицом (например, субъект

малого предпринимательства управляется непосредственным владельцем), аудитор не должен предпринимать соответствующих действий, поскольку не существует надзора, отличного от надзора руководства аудируемого лица".

Определен также перечень работников аудируемого лица, которым аудитор может направить запросы, связанные с выяснением информации о совершенных или подозреваемых недобросовестных действиях, что в прежнем стандарте отсутствовало.

По словам Ирины Соколовой, руководителя департамента контроля качества АКГ "Интерком-Аудит", выполняя требования нового ФСАД 5/2010, аудитор обязан не только выявлять риски существенных искажений в результате мошенничества, но и разрабатывать аудиторские процедуры применительно к выявленным рискам, применять эти процедуры и в случае выявления мошенничества надлежащим образом на него реагировать. "Например, если обстоятельства, выявленные в ходе аудита, дают основания считать, что документ может не быть подлинным или в него могли быть внесены изменения, то аудитор проводит дальнейшее исследование и напрямую запрашивает подтверждение от третьей стороны или привлекает к работе эксперта по оценке подлинности", - пояснила эксперт.

Значительно расширены обязанности аудиторов по документированию (п.71-74 ФСАД 5/2010). "Таким образом, объем обязательных требований к аудитору в рамках ФСАД 5/2010 существенно расширен по сравнению с требованиями ПСАД N 13, что не может не привести к увеличению трудозатрат в ходе аудита на выполнение обязательных процедур стандарта", - отметила Ирина Соколова.

 


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
pr@intercom-audit.ru

© 2023 «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3