Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе Вакансии: Москва |
Как залатать «дыры» в бюджете?Интерком-Аудит в СМИ14 октября 2010, Finam
Finam Как залатать «дыры» в бюджете? По мнению Комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству, снизить дефицит бюджета можно за счет улучшения качества таможенного и налогового администрирования, сокращения задолженности по налогам и сборам, приватизации и антиалкогольной политики. В проекте федерального бюджета восстановлено трехлетнее бюджетное планирование, обеспечивающее большую предсказуемость динамики бюджетных показателей на все годы планируемой трехлетки. Комитет Госдумы по экономполитике и предпринимательству рекомендовал депутатам принять проект бюджета в первом чтении. При этом за основу должен быть принят Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. «Проект федерального бюджета свидетельствует, что Правительством выбран путь приоритетного финансирования социальной сферы, - комментирует председатель Комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Евгений Федоров. - Такое решение можно только приветствовать. Сохранение социальных обязательств повышает уверенность населения в завтрашнем дне, стимулирует потребительский спрос». Кроме того, депутата порадовало выделение в разделе «Национальная экономика» межбюджетных трансфертов регионам на господдержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. В следующем году им будет выделено 16 млрд рублей против почти 15 млрд в этом году, а в 2012=2013 году будет выделяться по 4 млрд рублей. Однако расходы бюджета в течение ближайших лет будут превышать доходы. По прогнозам Минфина, бездефицитным бюджет может стать не ранее 2015 года. По итогам этого года дефицит бюджета ожидается на уровне 5-5,3% ВВП, в 2011 году он составит 3,6%. Для борьбы с дефицитом Комитет Госдумы по экономполитике и предпринимательству рекомендовал правительству улучшить качество таможенного и налогового администрирования, активизировать работу по сокращению задолженности по налогам и сборам. Стоит отметить, правительство и так предусматривает рост налоговой нагрузки на бизнес. По словам главы Минфина Алексея Кудрина, в 2011 году она увеличится на 2,3%, а к 2013 г. – на 3,6%. По мнению аналитика "Инвесткафе" Антона Сафонова, намерение Минфина вполне понятно и логично, т.к. увеличение налогового бремени позволит увеличить доходную часть бюджета и покрыть часть дефицита, который в 2013 году прогнозируется на уровне 1,795 трлн руб. ( 2,9% ВВП). Однако это может негативно сказаться на восстановлении экономики страны. Специалисты опасаются, что повышение налоговой нагрузки на экономику приведет к проблемам несырьевых секторов экономики, которые могли стать "локомотивами модернизации". "Многострадальный российский бизнес может этого просто не вынести, и экономике не удастся выйти на намеченные объемы ВВП. И если это случится, то под удар будет поставлена вся бюджетная конструкция", - полагает директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко. Если сам бизнес справится, это не может не сказаться на населении. "Любое увеличение налогового бремени уменьшает конкурентоспособность российского бизнеса на международной арене. И увеличивает его стремление к минимизации своих издержек, в том числе расходов на оплату труда, - подчеркнул руководитель департамента налогового и финансового консалтинга компании "Интерком-Аудит" Андрей Приходько. - Поэтому, скорее всего, бизнес не умрет и будет чувствовать себя более или менее нормально, но населению придется несладко". Депутаты, помимо налоговых и таможенных мер предложили правительству повысить эффективность использования госсобственности, в том числе при помощи приватизации принадлежащих государству пакетов акций в уставных капиталах хозяйствующих субъектов. Кроме того, необходимо развивать глубокую переработку леса, увеличить глубину переработки энергоресурсов и навести порядок в землепользовании. «Существуют значительные резервы повышения доходов бюджета в 2011-2013 годах. В частности, это возможно путем увеличения налогооблагаемой базы за счет декриминализации хозяйственной деятельности и легализации теневой составляющей хозяйственного оборота. В частности, «теневой» сектор экономики достигает по различным оценкам уровня не менее 25% ВВП, а доля контрабанды во внешнеторговом обороте Российской Федерации оценивается экспертами на уровне не менее 30%», - отмечает председатель подкомитета государственного регулирования рынка подакцизных товаров Госдумы Виктор Звагельский. Побороть дефицит бюджета, по мнению депутата, также сможет введение единой ставки акциза для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, усиление контроля со стороны государства на алкогольном рынке России и реализация иных мер, направленных на ликвидацию нелегального рынка, который, по оценкам Счетной палаты, составляет уже более 50% в общем объеме рынка алкоголя. Это может обеспечить дополнительное поступление акцизов и иных налогов в консолидированный бюджет в размере не менее 100 млрд рублей. Кроме того, помочь бюджету может и борьба с курением. «Более высокая индексация ставок акциза на табак и табачные изделия может приблизить российский уровень доли акциза в указанной продукции к европейскому уровню такой доли (в Европе в цене продукции доля акциза и иных налогов составляет в среднем около 90%, в России – в среднем около 10%)», - говорит Звагельский.
|
|||||||||||||||||||
|