Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Минусы высоких технологий

Интерком-Аудит в СМИ25 апреля 2011, Коммерсантъ Деньги

Коммерсантъ Деньги
25.04.2011

Минусы высоких технологий 

"Деньги" представляют очередной рейтинг российских аудиторских и консультационных компаний. В прошлом году рынок начал оправляться от кризиса. Но если ведущие аудиторы уже во многом вернули утраченные позиции, то консультантам до прежних высот пока далеко. Прежде всего из-за того, что так и не вышел из ступора рынок консалтинга в сфере информационных технологий.

Петр Рушайло

Частичная компенсация

Рынок аудита даже в самом тяжелом 2009 году (контракты на тот год заключались в разгар финансового кризиса 2008 года) просел несильно: суммарная выручка 75 крупнейших компаний рейтинга "Денег" тогда упала с 22,05 млрд до 20,96 млрд руб. (-5,7%). Объяснялось это просто: львиная доля рынка — это обязательный аудит, который проводят открытые акционерные общества и структуры, находящиеся в собственности государства. Общее же падение выручки связано с обострением ценовой конкуренции и переходом части клиентов к аудиторам с менее громкими именами (и, естественно, более дешевыми расценками). 

В прошлом году рынок аудита начал восстанавливаться. Суммарная выручка 75 крупнейших компаний выросла до 21,67 млрд руб., или на 3,4%. Хотя ценовая конкуренция никуда не исчезла и даже, по мнению некоторых экспертов, обострилась. Отметим также, что, по данным Минфина, общая выручка аудиторов в прошлом году упала. Видимо, исходя из сравнения этих данных с данными нашего рейтинга это свидетельствует о вымирании мелких аудиторских компаний и перераспределении их клиентов в пользу крупных фирм. 

Игорь Лотаков, партнер, руководитель отдела аудиторских услуг предприятиям нефтегазового сектора PwC в России, комментирует: "Несмотря на замедление темпов экономического развития, спрос на аудиторские услуги вырос. Однако в результате конкуренции на рынке эту тенденцию существенно скорректировало сохраняющееся давление на цены". 

"Клиенты хотят заполучить аудит по минимальной цене. Им не нужен аудит как таковой, им нужна бумага,— поясняет президент компании ФБК Сергей Шапигузов.— Аудиторы озабочены получением заказов любой ценой. Им, как говорится, не до жиру. В итоге такого абсолютно рационального с точки зрения бизнеса поведения система аудита начинает работать вхолостую. Дело в том, что для правильного функционирования системы кроме рационального бизнес-поведения должно возникать еще некоторое сцепление в виде востребованного аудиторского заключения. А оно появляется, только когда есть массовый заинтересованный пользователь, которому это заключение как воздух необходимо для принятия управленческих решений. Возможный выход из сегодняшней ситуации — резко повысить статус аудита, отказавшись от аудита тех предприятий, где нет институционализированного круга пользователей заключения. Для обязательного аудита надо оставить только публичные компании, ПИФы и пенсионные фонды, страховые компании, банки и тех, кто выполняет общественно значимые функции". 

Говоря о перспективах развития рынка аудиторских услуг, его участники тоже не особо оптимистичны. "В этом году мы не наблюдаем серьезных изменений в структуре российского рынка аудиторских услуг,— констатирует Игорь Лотаков.— Тенденция роста объемов аудиторских услуг, отмеченная в последнем квартале 2010 финансового года, сохраняется и связана прежде всего с ожиданиями компаний в отношении дальнейшего развития экономики и расширения возможностей западного финансирования. Однако необходимо отметить, что прирост количества клиентов часто не приводит к соответствующему увеличению объемов выручки аудиторских компаний в результате значительной ценовой конкуренции". 

"Мои опасения связаны в первую очередь с внешней средой, в которой мы работаем,— рисует еще более мрачную картину Сергей Шапигузов.— Аудиторская профессия — это, в общем, чисто рыночный институт, механизм, который позволяет определенным образом помогать людям ориентироваться в области бизнеса, финансового состояния различных компаний. Оказалось, что эта основная цель, которую ставит рыночная система перед аудиторами, недостаточно востребована. Прежде всего, на мой взгляд, это связано с двумя тенденциями. Первая — это все большее превращение экономики в государственно ориентированную. По некоторым подсчетам, более 70% экономики в нашей стране в той или иной степени контролируется государством. А государство в этом смысле не является эффективным собственником, хорошим игроком на рынке. Потому что пользователь нашей отчетности, он же собственник этих активов,— государство, а не множество, скажем, акционеров, которые заинтересованы в эффективном использовании активов. Вторая тенденция — уменьшение числа предприятий малого и среднего бизнеса в России. Это существенно влияет на результаты аудиторской работы: сегодня нет достаточного спроса и публичности в результатах работы аудиторов". 

Затишье после бури

Рынок консалтинговых услуг в отличие от рынка аудита в прошлом году продолжил падение. Совокупная выручка 75 крупнейших компаний от данного вида услуг снизилась с 52,21 млрд до 52,09 млрд руб. (-0,23%). Само по себе такое падение, конечно, в пределах статистической погрешности. Но о восстановлении рынка до докризисных уровней (62,7 млрд руб. в 2008 году) говорить не приходится. 

Интересно, что международные компании к перспективам данного рынка относятся весьма оптимистично. Джеффри Николсон, партнер, руководитель отдела консультационных услуг PwC в России: "В настоящее время происходит укрепление рынка консультационных услуг в России после нескольких непростых лет, в течение которых клиенты преимущественно занимались сокращением затрат и реорганизацией своей финансово-хозяйственной деятельности. Сегодня все больше клиентов занимаются поиском стратегии роста и оказываются перед необходимостью сформировать эффективную операционную, финансовую, учетную и информационную структуру для обеспечения роста. 

Стратегический консалтинг сейчас очень востребован. И спрос на эту услугу растет от месяца к месяцу. Клиенты во всех отраслях изучают новые потребительские сегменты, каналы сбыта и продукцию, а также соответствующие модели бизнеса, организационные и операционные модели. Кроме того, многие клиенты рассматривают возможности совершения сделок слияния и поглощения. Очень укрепились позиции в секторе услуг связи и секторе финансовых услуг. Такие же прочные позиции и у сектора потребительских товаров. Компании в Западной Европе и Америке изучают также и возможности инвестирования в экономику России, чтобы повысить общий спрос со стороны российских компаний. Такой интерес со стороны иностранных компаний быстро растет, и это важное изменение по сравнению с прошлогодней ситуацией. 

Все более ощутимой становится еще одна тенденция: многие российские компании теперь не ограничиваются рамками только России. Они стремятся выйти на мировой рынок и вести бизнес в глобальном масштабе. Наконец, Россия и ее ведущие компании продолжают работать над планами и практическими действиями в области модернизации и инноваций. А это тоже создает новые возможности на рынке консультационных услуг". 

Российские компании куда более осторожны. Особенно представители ИТ-отрасли. Что неудивительно: ИТ-консалтинг занимает более половины рынка консультационных услуг, но именно эта сфера в отличие от остальных сегментов консультационного рынка не то что не смогла восстановиться после кризиса — продолжила стремительное падение. В 2009 году выручка 75 крупнейших компаний в сфере ИТ-консалтинга упала на 11,7%, до 25,63 млрд руб. (с 29,01 млрд руб. в 2008), в 2010-м — еще на 14,9%, до 21,8 млрд руб. 

Сергей Мацоцкий, президент IBS: "Прошлый год был кризисным, никаких серьезных ИТ-бюджетов еще не открыли. Никакого роста рынок в общем-то не заметил. Некоторый рост был на рынке оборудования. Но это просто отложенный спрос, связанный с физическим и моральным старением оборудования, который появился из-за того, что в кризис все резко урезали бюджеты. А на рынке консалтинга, мне кажется, в 2010 году эффективных изменений не происходило, поскольку бюджеты формировались еще в 2009-м, кризисном году. 

Хочется верить, что теперь все это начнет просыпаться, и не столько с точки зрения объемов бюджетов, сколько с точки зрения появления большей содержательности. Есть ощущение, что кризис не только обрезал объемы бюджетов на ИТ-консалтинг, он еще повлиял на качество спроса. Причем повлиял не в лучшую сторону, как это должно бы быть в теории, когда кризис заставляет рынок быть конкурентнее, лучше планировать, считать затраты. А у нас, как всегда, своя дорога: есть ощущение, что мы вернулись куда-то в 2005-2006 годы. Мне кажется, это связано с общей ситуацией в стране. Нефть — $110 за баррель, а ощущения того, что экономика растет, нет. Есть высокий уровень депрессивности. Возможно, играет свою роль политическая атмосфера, все-таки у нас предвыборный год. Кроме того, инвестиционный климат, это даже Медведев признает, довольно плохой. Все живут вкороткую. И это скорее психологический фактор, действующий на рынок, нежели следствие объективных причин. Все это сказывается на рынке, мы все-таки предлагаем вещи, которые рассчитаны на повышение конкурентоспособности и развитие бизнеса. А это долгосрочные инвестиции". 

Впрочем, если не брать ИТ-консалтинг, практически во всех остальных сегментах консультационного рынка в прошлом году наблюдался неплохой рост. Согласно данным нашего рейтинга, наибольший рост объемов выручки по сравнению с 2009 годом в прошлом году наблюдался в сегментах маркетинга (+346%) и общего управления и администрирования (+53,8%). 

"В 2010 году стали более востребованными услуги в трех сегментах — финансовом управлении, налоговом и юридическом консалтинге,— говорит гендиректор АКГ "Интерком-аудит" Юрий Фадеев.— Все большее число компаний заинтересовано в оптимизации денежных потоков, создании контроля над активами и формировании качественной финансовой, учетной и информационной структуры для обеспечения роста и эффективной работы менеджмента. Появился спрос на услуги по разработке методологии бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Выросла потребность в использовании аутсорсинга учетных функций. Компании применяют его для снижения затрат и повышения эффективности своей деятельности. Усиление контроля налоговых органов и законное нежелание компаний мириться с переплатами и нести неоправданные издержки в ходе налоговых проверок увеличило спрос на услуги налогового консалтинга. Серьезное внимание компании стали уделять юридической защищенности, что привело к увеличению количества привлекаемых консультантов для сопровождения сделок и участия в судебных разбирательствах, особенно по налоговым спорам".


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
pr@intercom-audit.ru

© 2023 «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3